Современное состояние проблемы развития творческих способностей младших школьников. Дипломная работа: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Иногда говорят, что умение творить - удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но школьное воспитание и обучение - это не воспитание гениев, а формирование личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.

Один ребенок спросил известного писателя Д. Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?». «Учи как следует математику», - услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

В последнее время много говорится о креативности мышления. Почему развитие креативности школьников становится одной из актуальных проблем современного образования? Креативность – « личностное качество, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также способность оказать поддержку в творческой самореализации другим людям». – Л. Н. Куликова.

Мое собственное видение «творчества» привело меня к пониманию того, что наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи :

Развивать детскую фантазию, причинно - следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

Развивать умение сочинять рассказы и сказки;

Решать сложные проблемные задания;

Формировать любознательность;

Стремление к познанию нового, неизведанного;

Формировать умение мыслить логически, нестандартно;

Развивать речь, логику мышление;

Повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Я использую основные принципы творческого воспитания:

Индивидуальный подход;

Личный пример («делай, как я!»);

Формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям);

Не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было;

Методы воспитания и обучения:

Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин, способствующие активизации познавательной и творческой активности).

Пассивные (собственный пример, беседы).

Важно учитывать, что необходимо создавать условия успешного развития творческих способностей .

К ним относятся:

раннее начало;

создание обстановки, опережающей развитие детей;

    предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;

    помощь со стороны взрослых (предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку).

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Образовательные программы по которым работают учителя начальных классов нашей школы, подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:

    классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

    рассматривать систему в развитии;

    делать предположения прогнозного характера;

    выделять противоположные признаки объекта;

    выявлять и формировать противоречия;

    разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

    представлять пространственные объекты.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

    ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

    реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

    вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

    дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;

    экскурсии, наблюдения;

    творческие мастерские.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства, технологии. Но, такой предмет, как математика (сюда можно включить и информатику) имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые. В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Я считаю, что игра - это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Математики. Развитие творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) происходит, к примеру, при выполнении заданий:

Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

Чем отличаются картинки?

Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

Продолжи линию.

Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем».

Задачи - шутки.

Решение частично-поисковых задач разного уровня. (Здесь я предлагаю детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания).

Задания на выявление закономерностей:

Раздели фигуры на группы.

Найди «лишний» рисунок.

Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Решение творческих задач. (Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний).

При планировании уроков следует продумывать каждый вопрос, на который можно дать неоднозначный ответ, чтобы каждый ребёнок мог высказаться по поводу своих знаний о предмете, о котором завожу разговор.

Уже на уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. Есть задание “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный.

На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д.При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”; используем прием «если бы…», например, «Что случилось бы, если бы…»; прием, связанный с переработкой известной сказки в связи с введением в нее нового элемента. «Угадай предмет» (выделение признаков предмета); «Необычное использование» (предлагается перечислить способы использования различных вещей). Данные упражнения помогают учащимся рассматривать предметы, явления, различные задания с разных точек зрения, учат рассуждать, доказывать и высказывать оригинальные идеи.

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Творческие способности учеников в полной мере проявляются на уроках изобразительного искусства и технологии. Ведущими мотивами этих видов деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации.

Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей выступает проектный метод обучения.

Многие ребята создают совместные творческие проекты.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

Еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

Литература:

    Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. –

2. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. –

Ярославль, 1997.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

4. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. /Начальная школа. 2004. №7.

Развитие творческих способностей учащихся – интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличию творческих способностей у младших школьников, их возможности мыслить оригинально и интересно уделяется большое внимание. В дальнейшем, специалисты, умеющие мыслить нестандартно, «креативно», востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий.

Многие родители уверены, что способности ребёнка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определённому виду творчества (рисование, вокал, сочинительство). Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено воздействием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни.

Именно поэтому очень важно вовремя оценить степень «вовлеченности» ребёнка в творческий процесс, его желание находить необычные и уникальные решения.

Несколько критериев, по которым можно судить о готовности младшего школьника к творчеству:
Творческая активность Любит нестандартные задания, с удовольствием фантазирует, сам может придумать что-то новое: литературного героя, несуществующего животное, свой вариант окончания любимой сказки, мультфильма.
Оригинальность Его ответы на простые вопросы ставят взрослых в тупик, находит оригинальные решения для предложенных задач, не любит выбирать из уже готовых вариантов.
Гибкость «Фонтанирует» идеями во всех сферах обучения: от решения логических упражнений до заданий по изготовлению чего-либо на уроках труда.

Необходимо помнить, что период младшего школьного возраста - очень ответственный и непростой. Ребёнок попадает в совершенно новую для себя атмосферу, выстраивает иной уровень в своей системе социальных отношений (учитель-ученик), набирается нового опыта в общении с людьми. Поэтому возраст этот дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей, с одной стороны, обогащая уже имеющиеся навыки, с другой - открывая простор для получения новых знаний и опыта.

Фантазия - как один из базовых элементов развития творческого начала в ребёнке

Часто можешь услышать от родителей, слова, обращённые к ребёнку: «ну и придумал же ты!», «какой же ты выдумщик, пойди лучше позанимайся математикой», «эх, ну и фантазёр…» и так далее. Диапазон родительских оценок пристрастия ребёнка пофантазировать необычайно широк – от полного неприятия («займись-ка лучше чем-то полезным») до отношения как к чему-то неизбежному — «ох, уж мне эти твои фантазии».

Между тем именно фантазии являются показателем того, насколько младший школьник способен к творческой активности. Именно фантазия поможет ему в дальнейшем развивать творческие способности, важно, лишь направить энергию юного фантазёра в правильное русло. И делать это нужно еще с дошкольного возраста когда воображение ребёнка начинает активно развиваться.

Виды искусства, стимулирующие творческую деятельность ребёнка

Практически все виды искусства, с которыми сталкивается младший школьник на занятиях в школе тем или иным образом будут развивать его творческую активность. Это, прежде всего, искусство слова-литература, и сопутствующие занятия – развитие речи, литературное чтение. Изобразительное искусство, включающее в свои виды деятельности не только уроки рисования, но и создание предметов в технике народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Сюда же можно отнести занятия музыкой, все разновидности танцев и балет.

Тем не менее, можно отметить, что школьная программа местами очень статична и не всегда предоставляет нужный простор развитию творческого потенциала ребёнка. Именно поэтому домашние занятия либо занятия факультативные, в профильных кружках и секциях помогут младшим школьниками реализовать их стремление к творческой активности в полной мере.

Задания для развития творческих способностей младших школьников в домашних условиях

Изобразительное искусство, образное мышление

  1. Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).
  2. Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.
  3. Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)
  4. Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие, которое займёт не только ребёнка, но и родителей. Ребёнок или взрослый держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок (или взрослый) передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.

На первых занятиях это могут быть несложные задания: линии, простые фигуры (овал, круг, треугольник). В дальнейшем задания усложняются: предложите нарисовать фигуры животных, буквы, контуры известных предметов (дом, машина, цветок).

Сюжетно-ролевые игры, пантомимы

Пантомима предполагает использование таких инструментов актерского искусства для создания образа как пластика, мимика и жесты, без использования голоса. Основной задачей пантомимы в занятиях с детьми является развитие фантазии ребёнка и его актёрских способностей. Попросите ребёнка изобразить несколько хорошо знакомых ему ситуаций, (начинайте от простейших), например:

  1. Вы гладите собаку.
  2. Вы читаете газету.
  3. Вы зажигаете газ в плите.
  4. Вы едите первое блюдо.
  5. Вы чините кран в ванной.
  6. Вы зашнуровываете ботинки.
  7. Вы смотрите телевизор.
  8. Вы вытираете пыль.
  9. Вы развешиваете белье для просушки.
  10. Вы пьёте очень горячий кофе.

Постепенно задания можно усложнять и предлагать ребёнку уже не конкретные ситуации для изображения, а абстрактные категории: радость, веселье, счастье, неожиданность и т.д.

Со временем, когда вы сможете загадывать и отгадывать уже совершенно различные слова и понятия, игра в пантомиму станет любимым видом совместного досуга для взрослых и детей.

Сюжетно-ролевая игра - один из замечательных способов проявить творческий потенциал ребёнка наиболее полно.

Варианты разнообразны. «Кем я хочу быть» - одна из любимых младшими школьниками сюжетно-ролевая игра. Её цель - не снабдить ребёнка познаниями в профориентации, вы предлагаете ему перевоплотиться в кого угодно - от героя любимой сказки до абстрактного человека (доброго, смелого) и неодушевлённого предмета (стол, машина, подъёмный кран).

Сначала попробуйте совместно продемонстрировать перевоплощение – позу, мимику, действия. Потом попросите ребёнка объяснить, о чём эти созданный им образ думает, как поступает, чего они ждут от других. Например, ребёнок решил «стать» школьным стулом. Предложите ребёнку рассказать о том, каким бы он хотел видеть тех, кто на нём сидит, о чём говорят дети, которые будут сидеть на этом стуле, и так далее.

В заключение проанализируйте с ребёнком, почему именно этот объект (понятие, предмет) был выбран им для перевоплощения.

Педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало (а оно обязательно есть в любом ребёнке) несложно. Младший школьный возраст – это период, предоставляющий замечательные возможности для формирования творческого пространства ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся – немаловажный и востребованный аспект в школьной системе воспитания и обучения.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

О том как развить творческие способности и воображение у детей рассказывает детский психолог:

На современном этапе развития общества отмечается высокий темп научно-технического роста, появление новых информационных технологий, что предъявляет повышенные требования к продуктивности мышления человека. Уже выпускник начальной школы должен владеть элементами творческой деятельности, мыслить самостоятельно, ориентироваться в сложных ситуациях, принимать нестандартные решения и т.д.

Вместе с тем, в современной начальной школе еще только начинается переход от усвоения учащимися готовой информации, трансляции ученику готового знания - специальных отобранных ситуаций социального опыта - к обучению, способствующего обогащению смысловой сферы, присвоению норм и традиций, культурных, исторических ценностей, на основе раскрытия противоречий, нахождения и проверки гипотез, оригинальных путей достижения цели.

Обращение современного образования к задачам разностороннего развития личности предполагает необходимость интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая связывает формирование знаний и умений обучающихся с творческой деятельностью, направленной на развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческой активности.

Исследование вопроса о творческих способностей целесообразно начать с определения понятия «творчество», которое, с одной стороны, является характеристикой деятельности, выступающей в особом ее виде - деятельности в области искусства, литературы, науки, или деятельности, которая проходит путь развития и совершенствуется, переходит на новый, более качественный уровень. Предваряет творческую деятельность процесс познания, усвоение знания о предмете, который будет изменен.

Формулировку анализируемого понятия дает Л.С.Выготский, согласно которому, творчество присуще не только гению, создающему великие исторические произведения, но человеку, который воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое (3, с. 138).

Отсюда и творческую деятельность стоит понимать не только как создание новых оригинальных продуктов, имеющих высокую общественную ценность, но и ту деятельность в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт. В процессе творческой деятельности происходит изменение действительности (создание культурных, духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д.) и самореализация личности, в ходе которой познаются и совершенствуются человеческие возможности.

Творчество напрямую связано с психологическими характеристиками развития способностей, выступающих как механизм развития деятельности. Все это позволяет выделить основные компоненты творчества:

Перцептивный, заключающийся в наблюдательности, особой концентрации внимания);

Интеллектуальный, включающий интуицию, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстроту мышления и т.д.);

Характерологический, связанный со стремлением к открытиям, обладанию фактами, способностью удивляться, непосредственностью .

Согласно Т.Н. Ковальчук, творчество являет собой человеческую деятельность по созданию качественно новых материалов и духовных ценностей. Для этого человеку нужна совокупность свойств и качеств, позволяющих успешно осуществлять деятельность творческого характера, искать оригинальные, нестандартные решения в разных ее видах . Творчество предполагает создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью, что подразумевает наличие у человека его создающего определенных способностей, мотивов, знаний и умений.

Творческая личность отличается созидательно-инновационным характером, самосовершенствованием и рядом других характеристик:

Творческая направленность, связанная с мотивационно-потребностной ориентацией на творческое самовыражение, целевыми установками на личностные и общественно значимые результаты;

Творческий потенциал, выраженный в совокупности знаний, умений и навыков, способности применять их при постановке проблем и поиске путей решения на основе интуиции и логического мышления, одаренности в той или иной сфере;

Индивидуальное и психологическое своеобразие, обусловленное наличием волевых черт характера, эмоциональной устойчивости при преодолении трудностей, самоорганизации, критической самооценки, восторженного переживания достигнутого успеха, осознания себя как создателя материальных и духовных ценностей .

Индивидуальные особенности развития человека, его становление, индивидуальность определяет, прежде всего, наличие у него способностей.

Б.М. Тепловым эмпирически выделены три признака способностей, определяющих их сущность:

Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

Особенности, позволяющие успешно выполнять деятельность или несколько деятельностей;

Особенности легко и быстро приобретать знания и навыки .

В трудах психолога А.В.Петровского способности образно сравниваются с зерном, которое еще только будет развиваться, как брошенное в почву зерно и колос, вырастающий из этого зерна, при благоприятных условиях. Способности человека - это также возможность приобретения знаний и умений.

В педагогической энциклопедии способность характеризуется как свойство личности, существенно влияющее на выполнение той или иной деятельности, исходя из требований к ней, предъявляемых разными видами труда, психо-физиологических особенностей человека. В структуру способности к деятельности включены более простые способности (запоминанию соответствующего материала, воображение, мыслительные операции). В процессе обучения сначала проявляются более простые способности, в творческой деятельности - более сложные. Проявленные человеком способности выражаются в результатах его труда, разделяя их на три группы: способные, талантливые и гениальные

Способности динамичны и формируются, развиваются и проявляются в деятельности, которая может носить специфичный характер, что и может послужить основой классификации и способностей, например, известны математические, лингвистические, гуманитарные, творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные способности. Выделяют сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинитивные, мыслительные и коммуникативные способности.

Помимо этого существуют специальные и общие способности. К специальным способностям отнесены способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические и т. д.). К общим относится способность, обусловливаюшая развитие специальных способностей.

В основе способностей находятся задатки - природные предпосылки - условия развития способностей, придающие ему своеобразие в контексте определения содержательной стороны и влияния на уровень достижений. Задатками являются как анатомо-морфологическим и физиологическим свойствами мозга, так и психическим свойством, обусловленным наследственностью.

В творческой деятельности важна роль факторов: особенность темперамента, способности легко усваивать и порождать идеи, не критически относиться к ним. Чаще творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

К показателям наличия творческих способностей Д.Б. Богоявленская относит интеллектуальную активность, состоящую из двух компонентов: познавательного (общие умственные способности) и мотивационного. К критерию проявления творчества ученый относит характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач .

Дж. Гилфорд творческие способности относит к особенностям так называемого дивергентного мышления . Этот тип мышления присутствует у людей, при решении какой-либо проблемы не концентрирующих все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а ищущих решение другими возможными способами и различными вариантами. Эти люди образовывают новые комбинации из элементов, которые большинству людей не знакомы или используют только зарекомендованным способом. Также люди с дивергентным мышлением могут найти связи между элементами, на первый взгляд не имеющими ничего общего. Дивергентный тип мышления составляет основу творческого мышления, характеризуется следующим образом:

Быстрота - способность выдавать максимум идей, наибольшее количество их вариантов.

Гибкость - способность находить множество идей.

Оригинальность - способность находить нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми.

Законченность - способность к совершенствованию творческого продукта, придание ему законченного вида.

Среди других особенностей творческих способностей выделяют:

Видение проблемы там, где ее не видят остальные;

Применение навыков, приобретённых при решении одной задачи в решении другой;

Легкость ассоциирования отдалённых понятий;

Включение вновь воспринятых сведений в уже имеющуюся систему знаний;

Дорабатывать детали, совершенствовать первоначальный замысел.

Творческие способности можно определить как комплекс свойств и качеств личности, способствующих успешному осуществлению деятельности творческого характера, поиску оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах. Творческие способности выражаются в том, насколько человек не традиционно решает повседневные вопросы, отказываясь от общепринятых шаблонов, разнообразна его деятельность, инициативен, активен и самостоятелен.

В сферу онтогенеза творческих способностей включено исследование возрастных особенностей развития личности и обоснование закономерностей и предпосылок этого развития. Ведущим мнением, в котором подчеркивается роль творчества в формировании личности ребенка, принадлежит отечественному психологу Л.С. Выготскому, подчеркивающему, что творчество - нормальный и постоянный спутник детского развития .

Вместе с тем, психологи обнаружили, что 37% детей, поступающих в школу, имеют высокий потенциал творческой активности, а к окончанию первого года обучения в школе он снижается до 17%. В среде взрослых творчески активными можно назвать лишь 2% .

Таким образом, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей, поскольку по своей природе в этот период ребенок наиболее активен и любознателен.

Отсюда важное значение приобретают задачи развития творческих способностей обучающихся на этапе начального общего образования, именно в этот период необходимо эффективно формировать умения работать нестандартно.

На каждом возрастном этапе происходит вхождение ребенка в ту или иную систему общественных отношений, что определяет жизнь ребенка и наполняет ее специфическим содержанием: отношениями с окружающими, деятельностью, характерной для данного этапа - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

М. А. Пуйлова, И. В. Гринева отмечают «некоторые трудности, в частности распространенное мнение о том, что способность к творчеству - привилегия немногих избранных людей, одаренных особым талантом. Между тем практика показывает, что нет детей абсолютно не способных к творчеству, а «неспособность» человека почти всегда объясняется тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного творческого воспитания. Для того чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо создать условия, заниматься с ним тем или иным видом творческой деятельности, дать возможность самовыражения. .

Перейдем к рассмотрению психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, являющимися предпосылками для развития у них творческих способностей.

Младший школьный возраст характеризуется периодом от шести до десяти лет и в этом возрасте ребенок осваивает новое, более ответственное положение в жизни, выполняет важную не только для него самого, но и для окружающих деятельность. Ребенок начинает занимать новое социальное положение школьника, и учение предстает как новая социально значимая деятельность.

Иногда, проявляющееся характерное наивное и игровое отношение к некоторым знаниям связано с постоянным соприкосновением детей этого возраста со всевозможными понятиями мира взрослых и с тем, что им пока не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Они легко и беззаботно относятся ко всему, что не связано с их непосредственными делами. Обучаясь, познавая, они как бы играют, а усвоение многих понятий в значительной степени носит внешний, формальный характер.

Но обладая преимущественно наивно-игровым характером познания, свойственным детям этого возраста, обнаруживается вместе с тем огромный потенциал детского интеллекта: при недостаточности жизненного опыта и малой части теоретико-познавательных процессов особенно удивляет умственные возможности младших школьников, их особая расположенность к познанию.

Младшие школьники в меру своего развития рассудительны, способны к умозаключениям, но им не свойственна рефлексия. Дети этого возраста совмещают в умственных особенностях правильность суждений, формальную отчетливость суждений и крайнюю односторонность, а зачастую нереальность суждений. Наличие наивно-игрового отношения к окружающему обусловлен необходимым этапом возрастного развития, который безболезненно и весело приобщает ребенка к жизни взрослых, не обращая внимания на трудности.

У младшего школьника формируемая самооценка во многом зависит от оценок взрослого: педагога, родителей. В этом возрасте она конкретна, ситуативна и склонна более к переоценке собственных результатов и возможностей.

На данном этапе развития большую роль играют широкие социальные мотивы, связанные с долгом, ответственностью, а также личные мотивы - желание быть здоровым, благополучным, престижным. Доминирующим в группе мотивов является мотив получения хороших отметок. Зачастую мотивация достижения успеха у младшего школьника перекликается с мотивацией избегания наказания, получением более легких видов учебных заданий. Мотивы, связанные с избеганием неприятностей, не значатся в числе ведущих в мотивации младшего школьника.

Умственное развитие младшего школьника проходит три этапа:

Усвоение действий с эталонами по выделению исковых свойств вещей и построение их моделей;

Устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;

Переход моделей к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Происходит и смена характера мышления школьника. Участие в творческих процессах приводит к развитию творческого мышления и качественной перестройке восприятия и памяти, делая их более произвольными, регулируемыми. При развитии мышления ребенка важно учитывать, что это не «недоразвитое» мышление взрослого, и что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. Мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, что диктует при процессе его развития опираться на знания особенностей каждого возраста. У ребенка мышление может проявляться очень рано, тогда, когда перед ребенком возникает некоторая задача, она может быть стихийной, например, выдумать интересную игру, а может быть предложена взрослыми специально в контексте решения педагогических задач.

Ребенок младшего школьного возраста любознателен по своей природе, ему интересно познавать окружающий мир и создавать собственную картину этого мира. Ребенок в этом возрасте - экспериментатор, он лично устанавливает причинно-следственные связи и зависимости на основе оперирования знаниями, а при возникающих задачах, решает их, возможно и умственно, реально примеряясь и пробуя. Ребенок в своем воображении представляет реальную ситуацию и как бы действует в ней .

Психологическим новообразованием мышления младшего школьника считается его готовность анализировать, планировать и рефлексировать конкретные операции и развитие формальных операциональных структур, интенсивное творческое развитие. Это происходит благодаря тому, что к младшему школьному возрасту у детей уже накопился достаточный опыт практических действий, на достаточном уровне уже развиты восприятие, память, мышление, чувство уверенности в своих силах. Это все помогает ребенку ставить все более разнообразные и сложные цели, достижение которых связано с развитием волевой регуляции поведения. В исследованиях К.М. Гуревич доказано, что, ребенок 6-7 лет может достигать далеких целей, применяя значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени .

Согласно ФГОС НОО, важнейшей педагогической задачей в этом возрасте на этапе обучения является формирование у младших школьников умения учиться легко и успешно, при этом результат обучения состоит не в накоплении объема знаний, а усвоение разнообразных способов познания и совершенствование умений и навыков работы. Младшие школьники, прежде всего, заинтересованы своим продвижением в освоении учебного предмета, а не содержанием предмета и способами его преподавания. Поэтому любым учебным предметом можно заинтересовать младшего школьника, если дать ему возможность испытать ситуацию успеха.

Создание на уроках творчества, включение в него обучающихся как средства активизации познавательных процессов, позволяет создавать им новые образовательные продукты.

О творческих способностях младших школьников свидетельствует наличие творческого мышления, творческого воображения, творческой деятельности, чему способствует формирование следующих умений:

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

Прогнозировать;

Находить противоположные признаки объекта;

Представлять объекты в пространстве;

Оценивать оригинальность решения;

Ограничивать поле поиска решения;

Мысленно преобразовывать

Отечественными психологами и педагогами Л.И. Айдаровой, Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым, З.И. Калмыковой, В.А. Крутецким, Д.Б. Элькониным доказано, что учебная деятельность является важным условием в формировании творческого мышления, познавательной активности, накоплении субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся начальной школы.

Исходя из специфики психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, можно выделить требования к организации обучения как творческого процесса. В контексте такого обучения важно создать условия по накоплению творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний в творческих видах деятельности:

Познании, образовательной деятельности, понимаемой как процесс творческой деятельности по формированию знаний;

Преобразовании, являющимся обобщением опорных знаний, служащих развивающей основой для усвоения новых учебных и специальных знаний;

Созидании, предполагающем моделирование обучающимися образовательных продуктов;

Творческом применении знаний, на основе внесения собственной мысли при применении знаний на практике.

Таким образом, считаем, что творческая деятельность младших школьников, как продуктивная форма их деятельности, направлена на овладение опыта творческого познания, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом, результатом чего становится развитие у воспитанников творческих способностей как общей универсальной способности к творчеству.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность решает задачи развития, воспитания и социализации школьников, включая их во все виды деятельности, кроме урочной, в количестве 10 часов в неделю в каждом классе.

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса начальной школы и одна из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности .

Сегодня внеурочная деятельность педагогически целесообразна, более разносторонне раскрывая индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся распознать на уроке, на основе развития у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умения самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности (творческая, познавательная, спортивная, трудовая, игровая) обогащают опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

При правильной организации, система внеурочной деятельности является сферой, которая может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.

Характеризуя целевое назначение внеурочной деятельности, необходимо отметить, что она направлена на создание условий, в которых произойдет развитие интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Решению цели способствует реализация следующих задач:

Активизация педагогического взаимодействия с учащимися в свободное от учебы время, реализации приобретенных на уроках и в жизни знаний, умений и навыков;

Актуализация педагогических возможностей общественно-полезной и досуговой деятельности, опыта неформального общения, взаимодействия учащихся в сотрудничестве с внешкольными учреждениями, организациями культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

Создание условий для выявления интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся, поиска «себя» в различных видах деятельности.

В числе задач, решаемых в ходе внеурочной деятельности, существуют задачи, направленные на развитие творческих способностей. В соответствии с целями и задачами внеурочной деятельности выделим примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации в области творческой деятельности.

Проведение внеурочных мероприятий для учащихся начальной школы способствует получению первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества, для этого:

Формируется уважительное и творческое отношение к учебному труду средствами презентаций учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде;

Используются знания, полученные при изучении учебных предметов «Технология (труд, художественный труд), участии в разработке и реализации различных проектов;

Формируется опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

Школьники встречаются и беседуют с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Основной формой организации занятий является групповая, но в ней, во время занятий, реализуются принципы индивидуального и дифференцированного подходов. На каждом занятии планируется теоретическая и практическая части. Теоретическая часть планируется педагогом с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть включает задания и занимательные упражнения, например, для развития пространственного и логического мышления.

Организация внеурочной деятельности младших школьников предусматривает то, что поступление в первый класс связано с особенным восприятием детей новых знаний, стремлением понять новую для них школьную реальность. Педагоги должны поддерживать эту тенденцию, обеспечивать используемые формы внеурочной деятельности для достижения ребенком первого уровня результатов.

В следующих классах - втором и третьем - активизируются процессы межличностного взаимодействия младших школьников друг с другом, что создаёт во внеурочной деятельности школьников ситуацию, благоприятную для достижения второго уровня результатов.

К четвертому году обучения происходит последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе, это создаёт у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, что является достижением третьего уровня результатов.

Среди критериев вышеуказанных достижений можно выделить те, которые связаны с развитием творческих способностей во внеурочной деятельности, а именно:

Умение фантазировать, развитое причинно-следственное мышление, творческое воображение;

Умение сочинять рассказы и сказки;

Умение решать сложные проблемные задания;

Любознательность;

Стремление к познанию нового, неизведанного;

Умение мыслить логически, нестандартно;

Развитая речь, логика мышления;

Мотивация к самосовершенствованию.

Развитие творческих способностей необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие младшему школьному возрасту. Эффективности развития творческих способностей способствует отбор материала, на основе которого составлена внеурочная деятельность.

Анализ учебных пособий для начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания являются «условно творческими», т.е. их продуктом считается сочинение, рисунок, поделки и т.п. Предложенные задания предполагают использование методов как интуитивной процедуры - перебор вариантов, морфологический анализ, аналогия и др. Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческих способностей необходимо использовать эвристические методы в сочетании с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа исследований Г.С. Альтшуллера, В.А. Бухвалова, А.А. Гина, М.А. Данилова, А.М. Матюшкина и др., творческие задания должны соответствовать требованиям: быть открытыми, то есть содержать проблемную ситуацию или противоречие; соотношение условий и выбранных методов творчества; иметь несколько или разные способы решения; учитывать актуальный уровень развития и возраст учащихся.

Исходя из этого, система творческих заданий является должна быть сконструирована в виде методов творчества по познанию, созданию, преобразованию и использованию в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

При отборе содержания творческих заданий нужно учитывать факторы: творческая деятельность младших школьников осуществляется на уже решенных обществом проблемах; учет творческих возможностей содержания внеурочной деятельности.

Творческие задания группируются, исходя из сложности содержащихся в них проблемных ситуаций, мыслительных операций, необходимых для их решения, форм представления противоречий (явные, скрытые). В соответствии с этим выделены уровни сложности содержания системы творческих заданий.

Задания на начальном уровне сложности рассчитаны на учащихся первого и второго классов. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека, содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию. Здесь применимы методы перебора вариантов или эвристических методов творчества, предназначенные для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания второго уровня сложности направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем, которые решаются в ходе проблемной ситуации или противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания третьего уровня сложности включают задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объектов выступают бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания этого типа предлагают учащимся третьего и четвертого года обучения. Они развивают основы диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Для развития творческих способностей используются такие методы, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, отдельные типовые приемы фантазирования, эвристические методы и элементы ТРИЗ,

Таким образом, в развитии творческих способностей младшего школьника внеурочная деятельность может играть важную роль при условии, что в ее содержании используется система творческих заданий, обеспечивающих активизацию воображения и эмоционально-образной сферы обучающихся.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, Э. П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

  • 1. восприятие проблемы;
  • 2. поиск решения;
  • 3. возникновение и формулировку гипотез;
  • 4. проверку гипотез;
  • 5. их модификацию;
  • 6. нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  • 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  • 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  • 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  • 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  • 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  • 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  • 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  • 7. Гибкость мышления.
  • 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  • 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  • 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.
  • 11. Творческое воображение.
  • 12. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории

  • 1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.
  • 2. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  • 3. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

  • 1. Способность рисковать.
  • 2. Дивергентное мышление.
  • 3. Гибкость в мышлении и действиях.
  • 4. Скорость мышления.
  • 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  • 6. Богатое воображение.
  • 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  • 8. Высокие эстетические ценности.
  • 9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

  • 1) принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
  • 2) поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
  • 3) требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
  • 4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо:

  • 1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;
  • 2) наличие позитивного образца творческого поведения;
  • 3) Гибкость в мышлении и действиях. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;
  • 4) социальное подкрепление творческого поведения.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

  • 1) проблемное изложение знаний;
  • 2) дискуссия;
  • 3) исследовательский метод;
  • 4) творческие работы учащихся;
  • 5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

  • 1) по результату (продукту) деятельности;
  • 2) по способу ее протекания(процессу).

Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

Развитие творческих способностей у младших школьников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Ученные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и никогда не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Развитие творческих способностей» (РТС). Система предоставленных на занятиях по РТС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирование нестандартного, «красивого» мышления. Многие упражнения готовят учащихся к выполнению тестовых заданий. Тестирование, как известно, активно используется во многих развитых странах мира, так как прослеживается четкая зависимость между результатами тестов на интеллект и школьными оценками, отметками на экзаменах и, в особенности, дальнейшими успехами в обучении.

Наиболее подходящей формой проведения занятий по РТС является предоставление специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков один раз в неделю. Достоинствами такой формы занятий является, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Также эти занятия могут проходить в форме факультатива как для детей, имеющих различные пробелы в обучении, так и для детей, смотивированных на обучении.

Каковы же особенности занятий по РТС и в чем их отличия от школьных уроков? Прежде всего, занятия по РТС отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера, по­этому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоцио­нальный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря ча­стым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это оз­начает, что возникает интерес к учебе.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Занятия построены таким образом, сто один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях по РТС задач и упраж­нений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, вни­мания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с книгой в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать спою работу).

Развивающий аспект

Развитиеречи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления ребят в ходе усвоения таких приемов мыс­лительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, син­тезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отноше­ний (формировать «Я - концепция»).

Данные занятия включают в себя:

РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмо­ционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно легкие, способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

1. Какое сегодня число?

2. День недели? Месяц?

3. Время года?

4. Назови все осенние месяцы?

5. Как называется столица России?

6. Назовите числа от 1 до 10 и обратно.

7. Стоят два барана. Один смотрит направо, другой налево. Видят ли они друг друга?

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РТС. Исследования ученых убеди­тельно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, ле­жащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется реше­ние элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психо­моторные процессы.

    Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

    «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений* (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не толь­ко способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы позна­вательной деятельности, выполнять логически-поисковые и твор­ческие задания. Все задания подобраны так, что степень их труд­ности увеличивается от занятия к занятию.

    Задание: Обведи гласные – красным карандашом, согласные – синим, а цифры – желтым.

    Задание: Дорисуй узор на полотенце:

Задание: На какой картинке девочка выше мальчика, но меньше дерева? Раскрась эту картинку.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пау­за, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИ­ХОВКА (15 минут). В. А. Сухомлинский писал, что истоки спо­собностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, об­разно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательнос­ти в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно - «поставить руку»

    Задание: Учись обводить и штриховать.

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, кото­рые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными на них геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и фор­му. Штриховка же не только подводит детей к пониманию сим­метрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребенка.

Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют не­большие рассказы по теме, продолжают начатый рассказ, работа­ют над словом, словосочетанием, овладевают выразительными свойствами языка.