Логопедическое сопровождение детей раннего возраста. Проект «Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием . Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае - профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие» . Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае - профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи. Известный петербургский ученый доктор медицинских наук, ведущий сотрудник института эволюционной физиологии и биохимии им.И.М. Сеченова Российской академии наук Е.П.Харченко утверждал: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… и в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать . Опасность промедления чревата тем, что дефект развития будет невозможно обратить или уменьшить».

Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи: нарушению процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевому негативизму (отказу какой-либо деятельности), вторичной задержке познавательной деятельности (ни для кого не секрет – существование взаимосвязи речи и мышления).

Наряду с важнейшими направлениями работы с малышами, такими как развитие наглядно-действенного мышления, продуктивных видов деятельности (изобразительной и конструирования), физического развития свои особенности имеет и непосредственно логопедическая работа: ежедневные упражнения мимической, артикуляционной, дыхательной гимнастики с использованием коротких ритмичных рифмованных текстов, а также ярких картинок и игрушек в качестве зрительной опоры. В младшей группе логопед не занимается формированием укладов отсутствующих или неправильно произносимых детьми звуков. Даже уточнением произношения сохранных звуков он начинает только тогда, когда все дети овладели фразовой речью.

Одной из важнейших задач в непосредственной образовательной деятельности является эмоциональное благополучие малышей. Установление частого эмоционально-положительного контакта подразумевает использование преимущественно индивидуального общения воспитателя с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой. В нашем детском саду эту часть педагогического процесса курируют педагог-психолог и старший воспитатель.

Исходя из требований к речевому развитию детей раннего возраста для воспитателей и родителей подобраны разнообразные темы консультаций:

  • «Речь ребенка от 2 до 3 лет»
  • «Проверьте слух у ребенка»
  • «Если в диагнозе стоит ПЭП…»
  • «Если ребенок не говорит»
  • «Тренируем пальчики – развиваем речь»

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  • Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
  • В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

  • Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

  • Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

  • Необходимо контролировать длительность занятия

  • Необходима четкая структура занятия

  • Малышам необходима положительная оценка их деятельности

Ранняя профилактика нарушений речевого развития имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, подготовке их к школьному обучению в полном объеме, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.

  1. Ковалева И.А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период // Логопед. 2009. № 1.
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., 2008.
  3. Нищева Н.В. Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста // Логопед. 2012. № 6.
  4. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб., 2012.
  5. Ульянова А.А. Cотрудничество учителя-логопеда с родителями «неорганизованных детей» раннего возраста при ДОУ // Логопед. 2011. № 6.
  6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2008.

Логопедическое сопровождение

коррекционно-педагогического процесса.

Логопедическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса является одним из главных компонентов системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса образовательной организации.

Логопедическое сопровождение предполагает реализацию в образовательном процессе следующих задач:

Раннее выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей с ОВЗ;

Осуществление диагностики речевого развития детей во взаимодействии с ПМПК;

Определение и реализация индивидуальной программы коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;

Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.

Логопедическое сопровождение включает следующие направления деятельности учителя-логопеда:

1. Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

2. Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3. Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

4. Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Рассмотрим содержание деятельности учителя-логопеда в рамках данных направлений подробнее:

Мониторинговое (диагностическое) направление предполагает: раннее выявление детей с проблемами в развитии; первичное обследование речи детей; сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии; психолого-педагогическое наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи; обследование детей с тяжелыми нарушениями речи; динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы; диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

Следует отметить, что одним из этапов диагностического направления деятельности учителя – логопеда является организационный блок его работы, включающий: подготовку логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября). На данном этапе работы систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопедическое сопровождение. Проводится анализ результатов диагностики. Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопедическое сопровождение, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года). Определяется стратегия коррекционно-педагогического процесса в образовательной организации – планирование работы на год. Составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда. Осуществляется выбор способа организации учебного процесса: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми. Обеспечение документацией.

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя –логопеда проводится, в соответствии с логопедическими заключениями, непосредственно с детьми, зачисленными на логопедическое сопровождение, в течение всего учебного года.

На логопедическое сопровождение зачисляются дети, имеющие: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетические нарушения; нарушения речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-логопеда включает: занятия учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи; совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи; совместную деятельность с педагогами; музыкальным руководителем по развитию темпо-ритмической организации речи; инструктором физического воспитания по развитию общей моторики детей; организация необходимого медицинского сопровождения для детей с проблемами развития.

Занятия с детьми проводятся индивидуально и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения речи детей с ОВЗ и местонахождения общеобразовательного учреждения.

Занятия с детьми проводятся с учетом режима работы общеобразовательной организации. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся: с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю; с детьми, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи - не менее двух-трех раз в неделю; с детьми, имеющими фонетический дефект - не менее 1-2 раз в неделю; с заикающимися – не менее трех раз в неделю.

Занятия в подвижных микрогруппахпредоставляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально-типологических особенностей воспитанников.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя - логопеда в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Они позволяют осуществлять коррекцию индивидуальных речевых и иных недостатков психофизического развития воспитанников. Роль их особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, когда особенности возраста, а также ограниченность речевых средств общения, общий и речевой негативизм воспитанников мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более – со сверстниками. Тем не менее в течение учебного года происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к работе в малых подгруппах, который позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Структура и содержание индивидуального занятия зависят от вида и степени тяжести речевого нарушения ребенка, его индивидуальных особенностей. Компонентами занятия могут выступать: развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов; формирование правильных произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком); развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; совершенствование лексико-грамматических конструкций и связной речи; развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук.

На протяжении всего занятия ребенок должен находиться в хорошем настроении, его следует настроить на общение с логопедом и занятие в целом. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые фрагменты, увлекательные задания и упражнения, с помощью которых процесс обучения превращается в интересную игру.

В ходе индивидуальных занятий у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать речь не только окружающих, но и собственную. Для этого используется аудиоаппаратура, с помощью которой ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и отсрочено, как бы со стороны и оценить свою речь.

Составляя конспект занятия и продумывая его содержание, следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Так, одна из особенностей индивидуального занятия по постановке звуков – наличие нескольких подходов в течение занятия (не менее 3 раз), чередующихся с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяет поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, учителю - логопеду необходимо стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю, с воспитанниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дефекты речи, обусловленные нарушениями строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия и т.д.); не менее 2 раз – с фонематическим недоразвитием речи. Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут. Темы индивидуальных занятий с детьми и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.

Оптимизация содержания логопедических занятий обеспечивается их полизадачностью (или комплексным, интегрированным характером), когда параллельно реализуются и органично дополняют дуг друга различные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. При этом целостность занятий обеспечивается включением в образовательный процесс сквозной сюжетно-игровой линии, тематической организации речевого и познавательного материала и т.д.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта собственной деятельности и, прежде всего, таких ее видов, как коммуникативная и учебно-познавательная, что служит эффективной профилактикой возможной школьной неуспешности.

Профилактическое направление деятельности учителя-логопеда предполагает: ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров; оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии; профилактику нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья; организацию консультативных занятий с детьми, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

В ходе профилактической работы воспитателям, чьи дети зачислены на логопедическое сопровождение, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопедическое сопровождение, предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, даются соответствующие рекомендации.

Содержанием информационно - методического направления деятельности учителя – логопеда является: методическая помощь работникам ДОО по вопросам коррекции речи; изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями; участие в работе методических объединений учителей-логопедов; в семинарах и конференциях; работа с методической литературой, с литературой по теме самообразования; создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОО.

Нужно отметить, чтовремя коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то одним из важных направлений деятельности учителя – логопеда является взаимосвязь с участниками образовательного процесса. Речь идет о взаимосвязи между логопедом и воспитателем. Ее можно проследить по следующим направлениям работы: диагностическая, коррекционная, профилактическая.

Рассмотрим процесс взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя ДОО на этапе диагностической работы . Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.

Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:

В «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними;

В «Стартовой логопедической диагностике», где на каждого ребенка составляется речевой профиль с указанием степени развития той или иной стороны речи.

В диагностику включены следующие логопедические показатели: строение и функционирование артикуляционного аппарата, темпо-ритмическая и интонационно-мелодическая организация речи, произнесение звуков, фонематические процессы, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели планируют занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач.

Коррекционная работа включает следующие формы взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя ДОО. Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Профилактическое направление деятельности учителя – логопеда. Основная цель этой работы - создание воспитателямитакой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у детей трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.

Учитель-логопедотслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
Заключительным этапом логопедического сопровождения является осуществление контроля выполнения выше обозначенных направлений деятельности учителя – логопеда. Данный контроль включает: проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости); информацию о работе учителя-логопеда на педагогических и методических советах; подведение итогов работы за учебный год; цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

МБДОУ «Большесосновский детский сад» с. Большая Соснова Пермский край.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ЗВЕНЬЕВ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Подготовила

Учитель - логопед

Самохвалова Светлана Геннадьевна

с. Большая Соснова

Раннее выявление недостатков в развитии и начало комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение вторичных. Логопедическое сопровождение является неотъемлемым звеном системы сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребёнка. Ухудшается физическое, психоневрологическое здоровье детей. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. По данным психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ прослеживается рост количества детей с ОВЗ. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию. Ранняя коррекция недостатков речевого развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики и психологии. Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Ряд исследователей утверждают, что современные дети демонстрируют поздний тем созревания. Первые слова у детей появляются после первого года (раньше в 6 – 7 месяцев), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам), поздно формируются звуки, запаздывает нормализация звукопроизношения. В 5 – 6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. нарушение речи.

Актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции речевых недостатков подтверждается проведенным исследованием. На базе МБДОУ «Большесосновский детский сад» было проведено логопедическое обследование детей 3-4 лет (вторые младшие группы). По результатам обследования выяснилось, что 77 % детей раннего возраста имеют речевые нарушения различной степени выраженности, 30% детей из числа обследованных – с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня развития, 16% детей имеют заключение невролога: «Задержка психоречевого развития» (ЗПРР). Данные обследования познавательного развития показывают, что 40 % детей экспериментальной группы имеют низкий уровень развития познавательных процессов. Эти дети составили «группу риска» по возникновению тяжелых нарушений развития. Дети с задержкой речевого развития, поступая в детский сад, с большим трудом и в более длительный срок адаптируются к новым условиям, о чем свидетельствуют данные обследования адаптационных возможностей детей раннего возраста. У 65 % детей с ОВЗ отмечен высокий уровень дезадаптации (по методике Е.И. Морозовой).

Данные нарушения часто можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте – в 2,5 – 3 года. Пластичность активно формирующегося мозга двух – трехлетнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Такие дети должны получать логопедическую помощь с 2,5 – 3-летнего возраста в специальных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.

Внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования определило требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые предполагают оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» П.3.2.2).

Положение Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» также рекомендует регулирование коррекционно-образовательной работы специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающиеся в логопедической помощи с раннего возраста.

Однако в ДОУ обще развивающего вида они обычно зачисляются на логопункт только после пяти лет, так как программа логопедической работы в условиях логопункта ДОУ обще развивающего вида не предусматривает работу с детьми раннего возраста. Такое опоздание с логопедической коррекцией нередко приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных, психических процессов, а также к несформированности коммуникативных навыков.

В связи с этим логопедическое сопровождение считаем неотъемлемым звеном системы сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Форма проведения занятий – групповая (4 – 6 детей).

Программа предусматривает:

1. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

2. Развитие речи с опорой на онтогенез

3. Взаимосвязь в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

4. Дифференцированный подход в логопедической работе с детьми.

5. Связь речи с другими сторонами психического развития.

6. Внедрение инновационных технологий в коррекционную деятельность.

Целью программы является построение системы логопедической работы с детьми раннего возраста ОВЗ (ОНР), предусматривающей раннюю профилактику и коррекцию речевых недостатков.

Задачи:

1. Развивать понимание речи.

2. Активизировать навыки звукового подражания.

3. Уточнить произношение звуков раннего онтогенеза.

4. Совершенствовать работу артикуляционного аппарата.

5. Развивать фонематическое восприятие, навыки правильного речевого дыхания, смены темпа и ритма речи, эмоционально-мимические навыки.

6. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, двигательное воображение (использование ритмопластики, игр с речевым и музыкальным сопровождением).

7. Обогащать словарный запас детей (в соответствии с лексическими темами занятий).

8. Проводить работу по формированию самостоятельной разговорной речи.

9. Развивать психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, мыслительные операции).

10. Развивать коммуникативные навыки, умение слушать педагога, выполнять задания по словесной инструкции.

Программа предусматривает проведение коррекционных занятий в соответствии с изучением лексических тем и определенных звуков.

Концептуальность: данная программа написана в соответствии с основными принципами коррекционного воздействия и реализует логопедические и педагогические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на специальные принципы: раннего выявления речевых нарушений, системности, учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, учета индивидуальных особенностей.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы и приемы: показ способов действий, помощь логопеда, сопряженная речь, активные методы обучения, игры и упражнения, повторение, беседа и т.д.

Инновационные технологии: здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные методики, ИКТ, технология разноуровневого обучения.

Условия реализации программы: оборудованный логопедический кабинет, дидактический и наглядный материал, техническое оснащение (компьютер, проектор), медицинские показания для детей.

Структура каждого логопедического занятия включает в себя следующие этапы:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения на развитие фонематического слуха.

4. Упражнения на развитие речевого дыхания.

6. Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи.

7. Игры и упражнения с использованием инновационных технологий.

В результате логопедической работы к концу учебного года дети должны научиться:

1. Понимать обращенную к ним речь, что послужит толчком для самостоятельной речевой активности.

2. Соотносить предметы с их качествами, признаками и функциональным назначением.

3. Понимать простые грамматические категории: существительные единственного и множественного числа, простые предлоги.

4. Самостоятельно воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух-, трёхсложных слов с открытыми слогами.

5. Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.

6. Научиться распознавать неречевые звуки на слух, узнавать животных и людей по голосу.

7. Уметь задавать вопросы и отвечать на них.

8. Самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции.

Таким образом, своевременная логопедическая помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки как в речевом, так и в психическом развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Список используемой литературы

1. Нищева, Н.В. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педвузов / Н.В. Нищева, Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 224 с.

2. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб: Детство-пресс, 2004. -120 с. + цв. вкл. 96 с.

3. Фадеева, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Ю.А. Фадеева, Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

4. Филичева Т.Б., Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.