Повседневная жизнь еврейской семьи. Традиционная еврейская семья Рассказ о семьях евреев

Как живет ортодоксальная еврейская семья, зачем нужен парик и чем опасны косые взгляды

Жизнь ортодоксального, то есть строго следующего религиозным правилам еврея чрезвычайно регламентирована. В Торе есть совет буквально на все — начиная с того, что есть, и заканчивая тем, на ком и как жениться. Романтические отношения между двумя религиозными ребятами начинаются со знакомства через сваху, которое называется шидух. Свахи — опасные и уважаемые люди. Именно они оценивают потенциального брачующегося, его семью, окружение, расспрашивают о нем соседей, знакомых и друзей и по результату собранной информации подбирают подходящую пару. Важно подобрать молодых людей, которые подходят друг другу во всех отношениях — степени соблюдения религиозных обычаев, характеру, происхождению. Например, в Израиле чаще всего люди, переехавшие из Европы, то есть ашкенази, сочетаются браком с ашкенази, причем желательно по происхождению из одного и того же района, и, соответственно, переехавшие из Ирака, Ирана, Йемена, то есть мизрахи, сочетаются браком с мизрахи.

Брак для религиозного человека — прежде всего соблюдение мицвы, то есть священной обязанности, завета. «Плодитесь и размножайтесь» — так было сказано когда-то, и никто пока что этого не отменял.

Шидух, то есть первая встреча будущей пары, проходит в каком-нибудь публичном месте, например в парке. Молодые люди сидят друг от друга на почетном расстоянии и обсуждают не погоду, не любовь и даже не политику, а то, каким же образом будет строиться их будущий брак, быт. В ходе беседы выясняется, сколько они хотят детей (а в религиозных семьях очень много детей), чем планируют зарабатывать на жизнь, где жить — с мамой или как? И многие другие детали, которые помогают выяснить, подходит ли кандидат на роль спутника жизни. Важно именно отношение к браку, а не внешность. Как говорят, в процессе полюбится.

Шидух прошел успешно, планы и взгляды молодых на жизнь совпадают, что дальше? Дальше знакомство родителей, брачный договор и свадьба через месяц. Молодые подписывают документ, в котором перечисляются обязанности каждого из супругов и указывается сумма, которую нарушившая договор сторона будет платить стороне пострадавшей.

Что же обязаны делать идеальные еврейские муж и жена? Как говорится в Торе, первоначальный человек был создан не мужчиной и не женщиной, а существом объединенным, только после произошло разделение на мужчину и женщину. И цель любого брака — вернуться в первоначальное объединенное состояние, слиться воедино, объединить души и стать единым совершенным существом. Ну и плодиться и размножаться, конечно.

Главная заповедь


Основная семейная заповедь, помимо сохранения мира в доме, — это, конечно, дети. Как можно больше детей. В религиозных семьях, как правило, количество детей может доходить до 13-14, ну как минимум человек семь и больше. Сложно ли это?

Отцы семейства проводят свои дни в заботах и работах. Ведут ли они свой бизнес, учатся в религиозной школе — иешиве или сочетают первое, второе и порой даже какое-нибудь третье, они заняты. Что касается женщины — она занимается домом и детьми. Жена посвящает себя дому и старшим детям, старшие дети посвящают себя средним детям, а средние дети посвящают себя младшим, так и получается, что уследить за дюжиной маленьких сорванцов становится не так уж и сложно.

Прикрыть голову


Конечно, в любом предмете, даже настолько мирном, спокойном и благополучном, как еврейская семья, есть свои шокирующие моменты. Например, еврейские женщины из очень ортодоксальных общин бреют головы и носят парики. И сразу миллион вопросов возникает. Ну прежде всего почему? Есть две причины. Первая - религиозная, замужняя женщина должна всем своим видом показывать, что она уже занята, недоступна. Поэтому ее голова всегда должна быть чем-то прикрыта. Вторая причина в том, что волосы — это сексуально. Если женщина будет уделять чрезмерное внимание своей сексуальности, то это может отвлечь ее мужа от самого главного занятия жизни — изучения Торы. Именно из-за этого факта в Израиле очень развита индустрия изготовления париков.

Любовь сквозь преграды


У еврейского мужа есть прямо прописанная религиозная обязанность исполнять свой супружеский долг. Как минимум два раза в неделю. Однако есть и обратная сторона медали — так как все поступки должны быть направлены на исполнение божественной воли, а одно из правил — соблюдение скромности, то порой выполнение супружеской обязанности происходит при наличии третьего лишнего — простыни, прикрывающей наготу.

Чтоб глаза мои не видели!


Физический контакт между посторонними мужчиной и женщиной запрещен. Они не жмут друг другу руки, не прижимаются в автобусе, подталкивая к двери, не передают, соприкасаясь пальцами, солонку. Но не только это. Зрительный контакт также запрещен, ведь лишние взоры порождают лишние мысли, которые могут отнюдь не отличаться скромностью. Поэтому порой можно увидеть молодого (или не очень) еврея в автобусе, который сидит, прикрыв глаза руками, чтобы не видеть всю ту красоту, которая его окружает.

путешествует и организует путешествия по Израилю,
ее страница во «ВКонтакте
»

Т етя Еся сидела напротив молодой пары. Вечерело. На столе остывал ужин. Наступил 1946 год. Напротив Еси сидел мой дядя Миша и его избранница Надюша – так ласково он будет называть ее всю свою жизнь.

Закончилась война. Миша вернулся живым, и это было большим счастьем. Еся разглядывала сына, к которому все никак не могла привыкнуть, и девушку, которая сидела рядом с сыном. Все хорошо, и горе позади, и война закончилась, и новая жизнь налаживается, и Миша собирался жениться. Именно поэтому и проходили все эти смотрины в тот вечер. Одно Есю не устраивало: Надюша была нееврейкой. Это не то, чтобы трагедия, но все-таки и не праздник. Именно эти эмоции и передавало лицо Еси.

В наших еврейских семьях негласно присутствует правило: евреи вступают в брак только с евреями. Тому есть много причин, а именно: чтобы не смешиваться с другими народами, чтобы сохранить нацию, чтобы родителей не расстроить, чтобы род свой продлить и т.д. и т.п. Но к слову сказать, и сегодня это факт, что более 55% еврейских браков – это так называемые «смешанные браки». Я тут не собираюсь читать мораль, кому на ком женится или с кем жить. Единственная цель – это рассказать, как жить и как жить с тем человеком, которого ты все-таки полюбил, выйдя за него замуж или женившись на нем.

Кстати о Надюше. Она оказалась замечательной девушкой с добрым сердцем, любящей женой и стала как дочь для Еси. Все они были нашими родственниками, которые жили недалеко от Одессы. Замечательные люди, которые оставили мне большой пример любви и отношения друг ко другу. Их трепетные супружеские отношения до сих пор всплывают у меня перед глазами. Вспоминая о них, я думаю, насколько же я еще несовершенный муж и насколько мне еще есть к чему стремиться в отношениях с моей собственной женой.

Наверное, каждый из нас мечтает построить семью и семейный быт, чтобы жена любила, чтобы муж не имел бóльшего счастья, как вернуться после работы домой, совместный ужин, топот детишек в квартире, прогулки, походы в кинотеатр, да хоть и на базар, и многое другое, что так необходимо каждому из нас.

Говоря о смешанных браках, я говорю о явлении, которое существует сегодня, и мы никуда не можем от этого деться.

Каждая семья – это целый отдельный мир, маленькая вселенная, где существуют свои законы и постановления. Часто мы влазим в эту вселенную, чтобы объяснить, как должна работать любовь, как строят уважение супруги друг ко другу, как должны слушаться дети. Но после таких «курсов ученичества» становится только хуже. И себе и близким людям одно расстройство доставили.

Знаете, как бывает, когда родители все покоя себе не найдут, учат и учат своих сорокалетних детей, как им жить, любить, воспитывать детей… Все мы знаем такие примеры, а иногда и сами ведем себя подобным образом.

Люди, живущие в смешанных браках между евреями и неевреями, не дадут соврать, что в начале совместной жизни, а иногда и пройдя со своей половиной какой-то отрезок жизненного пути, надо привыкать жить заново.

У евреев специфический юмор, отношение к жизни, а еврейские родители – это вообще «что-то с чем-то». Иногда их забота бывает чрезмерной. У евреев своя кухня, которую они хотят видеть и кушать по праздникам. И когда муж или жена – неевреи, то некоторым вещам нужно учиться, чтобы понять их так, как понимает твоя половина, а еврею в этой паре – наоборот. Каждой культуре присущи свои характерные черты.

Давайте поговорим о некоторых жизненных головоломках в смешанных браках.

Что у нас сегодня в меню?

Я помню, как попал в один дом, где один из супругов был русский из средней полосы России. За обедом они меня убедили, что мне обязательно надо попробовать щи.

– Что, – переспросил я, – вы предлагаете мне попробовать?

– Щи, – повторили они мне.

Я родился и вырос в Одессе, я знаю, что такое куриный бульон, я знаю, что такое зеленый борщ с мясом и мелко порезанным яйцом. Но, что такое «щи», я понятия не имел.

Меня усадили за стол, и я вкусил это произведение искусства. В тот день я для себя решил, что щи – это явно не моя еда.

Но эти замечательные и без сомнения искренние люди, которые угостили меня, уплетали это блюдо за обе щеки. Моя бабушка говорила, что если еда не вкусная или не нравится, то ешь больше хлеба, этим ты перебьешь свое кислое выражения лица, и все подумают, что ты доволен. В тот день все так и произошло. Я ел щи, хлеб и был доволен. Поймите правильно, не потому, что щи плохие. Нет и еще раз нет! Просто культура, в которой я вырос, не подразумевала появление щей в моем рационе питания. Так иногда происходит в наших семьях – евреи кушают бульон, а русские обожают щи.

Время в браке научит наш желудок переваривать и бульон, и щи, и другие блюда с наших многонациональных столов.

О чем это я? О том, что даже в такой мелочи, как наш ежедневный рацион питания, мы должны быть гибкими, выясняя, что по вкусу нашей половинке. Потому что сказать: «На! Жри, что приготовила!» или же «Свиней нет! Доедай, что есть!» – для этого большого ума не надо.

Я южный человек, люблю рыбу, но моя супруга никак не могла приготовить такое же настоящее еврейское рыбное блюдо, которое я ел в детстве и в юношестве, которое готовили у нас дома. И что вы думаете, она разочаровалась? Нет. Она пробовала и пробовала – и как-то наткнулась на один армянский рецепт приготовления рыбы. Это блюдо превзошло все мои ожидания! Рыба была по-армянски, но сколько счастья она принесла моему еврейскому желудку, передать это невозможно!

Юмор и отношение к жизни

Так сложилось, что евреи научились относиться к жизни и ее вызовам с юмором, шутя и иронизируя над той или иной ситуацией. Вспомните массу шуток, которые евреи рассказывают сами о себе, о том, например, как Фима считал, что женился неудачно, потому что окна выходили во двор. А майса [«байка»] про Карла Маркса, когда маленький Боря спросил у папы, кем он был? На что папа ответил:

– Он экономист, сынок.

– А! Как наша мама?

– Нет, Боренька. Наша мама – старший экономист.

Всем этим шуткам нет конца.

С таким складом мышления мы и приходим в семейную жизнь. Иногда наши нееврейские половинки переспрашивают нас: «А что ты имел ввиду, когда сказал ту или иную шутку?» И надо объяснять все сначала, стараясь не выйти из себя, потому что, когда в пятый раз объясняешь в чем смысл твоего афоризма, тебя самого это начинает, если так можно выразиться, крутить изнутри.

Один мой знакомый, который женат на нееврейке, начинал свое посещение кухни с громких слов:

– Милая Любаша! А что у нас сегодня здесь сдохло?

Жена первое время обижалась.

– Валера, у нас ничего не сдохло. Нет никакого запаха. Ты что, любимый? – оправдывалась жена.

И начинала отчитываться, что рыба свежая в холодильнике, что фарш уже в голубцах и так далее. Валера, любящий муж, глядя на свою супругу, улыбался, совершенно не раздражаясь от ее недоумения. Со временем они стали чудесной парой и стали понимать друг друга с полуслова. Валера практически перестал спрашивать, что у нас тут сдохло, потому что Любочка, его жена, научилась достойно отвечать Валере.

– Валера, не начинай! Курица новая, сутки как умерла, а рыба – всего трое суток. Если выпустить в речку, сойдет как за живую.

Согласитесь, что в семейной жизни, в наших повседневных отношениях, юмор занимает не последнее место. Он помогает нам реагировать на совершенно разных людей, не огорчаясь и не раздражаясь.

Вера в Бога и наши религиозные представления

Ох! Это не простой вопрос. Бог. Религиозные представления. Как поступить правильно в том или ином случае?

Большинство из нас не задумывается над этими вопросами. Но время от времени они начинают нас беспокоить.

Мы все с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что жизнь – она сложнее всех формул, которые мы сами для себя вывели. Иногда бывают такие моменты, когда без Бога или без решения каких-либо важных религиозных вопросов – как без кислорода.

Рая всю свою жизнь прожила, не веруя в Бога. Самое дорогое, самое ценное, что у нее было – это ее муж и мама.

К сожалению, так бывает со всеми, нам приходится отпускать самое любимое и дорогое из нашей жизни. В один мрачный день мамы не стало. Мама умерла. Рая, еврейка, совершенно не знающая, что делать в таких ситуациях, обратилась ко мне.

– Как поступить? К раввину не пойду. Я даже не знаю с чего начать? К священнику тоже не пойду. Хотя Вася мой и украинец, но в церковь мы не никогда ходили. Хочется похоронить маму, отдать ей последний долг, проводить в последний путь. Как мне поступить?

И мы составили план похорон мамы по еврейской традиции, но так, чтобы она была понятна всем присутствующим неевреям. И люди, пришедшие на похороны, остались благодарны.

Часто наши религиозные представления в наших смешанных браках натыкаются друг на друга. Пейсах или Пасха? Кулич или маца? Ну, не разводиться же из-за квасного или неквасного хлеба? И не отгораживаться же друг от друга? Конечно нет и еще раз нет.

Любите своих еврейских или нееврейских мужей и жен! Есть более важные моменты в религиозных вопросах, чем еда, похороны любимых людей или названия праздников на русский или еврейский лад. Вот о них нам и стоит задумываться.

Все эти трепетные моменты касаются напрямую нас и нашего отношения с Господом Богом.

Пару слов о себе

В юношестве я впервые задумался о том, какой Он – Бог. Нужен ли Он мне? Что со мной будет после смерти? Для чего я живу, в чем смысл?

Спустя некоторое время я открыл Библию. Эта книга меня дико раздражала, особенно раздражал меня Новый Завет, потому что, читая его, я приходил в ярость. Как можно поверить в эти слова и, если даже поверить, то что значит «изменить свою жизнь»? А затем через долгий внутренний поиск я пришел к вере в то, что еврейские Писания (Библия) – это истина и что Новый Завет, который рассказывает о Йешуа (Иисусе) – это не просто рядовое событие, а исполнение предсказаний древних пророков Израиля.

Первое, что я услышал от своей семьи:

– Чтоооооо? Иисус? Да ты выжил из ума! Это же Бог гоев?

– Почему Он Бог гоев? – спрашивал я.

В моем доме мне ответить не могли. Продолжая читать еврейские Писания, я все больше и больше убеждался в том, что Он – наш еврейский Спаситель и Он – не случайная личность для еврейского народа; Он умер за грехи народа Израиля и на третий день воскрес из мертвых.

Но в доме начались разногласия, а это было ох как неприятно. Споры о том, кто такой Иисус, достигали временами температуры, как в сталепрокатном цеху. Мне казалось, что мы говорим на одном языке, но совершенно с разных сторон. «Если он не Мессия и не Спаситель, то о ком все эти слова древних пророков Израиля?» спрашивал я.

«И ты, Вифлеем‐Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных » (книга пророка Михея 5:2)

Вифлеем – это небольшое село в Израиле, и Евангелие от Матфея повествует, что именно там родился Йешуа (Иисус). Дальше говорится, Он станет Владыкой Израиля и что Его происхождение будет таинственным.

Получается, что пророчество исполнилось? В маленьком селе родился мальчик по имени Йешуа, личность Которого вызывает интерес, споры и раздражения тысячи лет! Если бы Он был простым евреем, совершенно рядовым и незаурядным, тогда тысячи и сотни тысяч евреев, начиная с первого века и до наших дней, не признавали бы Его владычества, Его имя просто стерлось бы в веках. А сегодня в одном только Израиле существует уже более 300 общин, исповедующих мессианство Йешуа. Более того, миллионы неевреев по всему миру признают факт Его владычества над своей жизнью.

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (книга пророка Исайи 53:4-5)

– Кто Он, который взял наши болезни, грехи, был мучим за нас? Если все эти предсказания ложь и исполнения их случайны, то почему сотни и тысячи евреев и неевреев принимают их всем сердцем? – спрашивал я.

В истории еврейского народа и всего мира был лишь Один, который взял на себе грехи мира и понес наказания за нас. Мы неспособны сами искупить свою вину и свой грех. Это сделал Йешуа, умерев, согласно древним пророчествам, на кресте за нас и воскреснув из мертвых на третий день.

В моей семье эта весть вызывала большие споры. Наши мнения разделялись. Наши обсуждения достигали точки кипения. Но шаг за шагом все мои родственники признали Йешуа, как своего Спасителя.

А что думаете вы, дорогие читатели? Кем является Йешуа (Иисус) лично для вас?

Многие из нас, будучи в Израиле или в еврейских кварталах других городов мира, наверняка замечали - в тамошних семьях, как правило, очень много детей. При этом, невооружённым глазом заметно, что родителям они совершенно не в тягость, напротив - на лицах читается удовольствие, гордость за подрастающее поколение и, конечно же, любовь. Почему же в еврейских семьях, особенно религиозных, так много детей?


Вот что говорит об этом журналист Рав Реувен Пятигорский: "Потому что мы их любим. Как правило, в семье, где сознательно ограничиваются одним ребенком или двумя, родители заботятся о собственном благополучии, считая, что заводить много детей - значит увеличивать заботы и проблемы. Мы не боимся ни того, ни другого.

К тому же, в многодетных семьях меньше вероятность, что ребенок вырастет эгоистом, требующим, чтобы внимание всего мира была направлено только к нему.

И ещё: механизм ограничения рождаемости часто связан с таким неприемлемым для нас средством как прерывание беременности, что, с точки зрения иудаизма, равноценно убийству. Но главная причина: Всевышний дал евреям заповедь рождать как можно больше детей.

Семья, в которой много детей, считается благословенной. Недаром, на иврите вместо выражения "многодетная семья" говорят несколько иначе - "семья, благословенная детьми".

Для евреев, приехавших из России, кажется невозможным иметь семь-восемь детей. В некоторых "харедимных" семьях их еще больше. Но дело здесь не в объективном понимании ситуации, а скорее в привычке.

Многие вчерашние советские евреи, вернувшись к Торе, обзавелись со временем большими семьями - и чувствуют себя прекрасно.

Старшие дети помогают родителям. Дети с детства знают, что такое взаимовыручка, ответственность, правильное отношение к людям.

А если кого-то смущает тяжёлое экономическое положение, в которое попадают такие семьи, то здесь на помощь очень часто приходит община. И еще одно важное замечание: в многодетных семьях, как правило, нет напряжения между поколениями, которым так часто страдают маленькие семьи.

Короче говоря, однажды надо честно ответить на вопрос: кого мы больше любим - себя или наших детей? Религиозные евреи решили его в пользу детей."

ПАРТНЁРЫ БЛОГА:

Что вы знаете о традициях еврейской семьи? Начнем с ее создания. Все хотят счастья, и вот жених и невеста стоят под хупой, которая символизирует крышу их будущего дома. Две половинки становятся единым целым, и Творец находится между ними. По любовь зарождается после хупы и растет от общих усилий мужа и жены, когда они учатся отдавать друг другу. Научиться жалеть, понимать, принимать, прощать – вот ступени к счастью и пройти по ним нужно вместе. Мир в семье — вот идеал, к которому стремятся супруги.

Немного о моей семье

Вы любите подглядывать в замочную скважину? А пробовали? Давайте сегодня заглянем ко мне, а потом и до вас очередь дойдет. Я хочу рассказать вам о семье моей бабушки Муси. Ее мама осталась одна с двумя детьми, а потом и сама заболела и умерла. Время было такое, тиф свирепствовал. Бабушка тоже заболела, но выжила. И этих двух детей забрал в свою семью брат их мамы. А в семье было своих шесть детей, но другие варианты даже не рассматривались. Тетя и дядя относились к бабушке и ее брату как к своим детям, не лучше и не хуже.

А дети их были просто счастливы, хотя семья жила небогато и еду приходилось теперь делить на десять человек. Все дети выросли, выучились и сохранили прекрасные отношения. Ездили друг к другу в гости и тогда вспоминали смешные случаи из своего детства.

Бабушка часто рассказывала мне про свою тетю Бесю, на которую свалились все дополнительные заботы, и была ей благодарна до конца своей жизни. У тети был особенный характер. Она никогда не думала о плохом заранее, и это помогло им всем выжить в то тяжелое время. Она была стержнем семьи, дарила любовь и оптимизм всем детям и мужу. Даже, когда они выросли и разъехались по всей стране (в Ташкенте жила одна сестра, в Ленинграде еще одна, остальные жили в Одессе и Краснодаре), она объединяла всех и дети с семьями часто собирались в . В то время не считалось подвигом взять детей и вырастить, но привить им любовь к семье и любовь и уважение ко всем родственникам — это дело не такое простое и всегда зависит от матери. Атмосферу дома создает мать, и она же объединяет семью.

Моей бабушке удалось перенять все эти навыки объединения семьи и, даже передать троим детям и внукам. И для правнуков ее – семья на первом месте.

Семейные ценности всегда передавались из поколения в поколение. Многие женщины хотели бы иметь мужа – еврея, потому что слышали, что они все делают для своей семьи. А какое трепетное отношение к детям. Для современного еврейского папы нет проблем присутствовать на родах, менять памперсы, купать ребенка и даже остаться с малышом на целый день.

Отношение к чужим детям, особенно к солдатам, тоже впечатляет. Ну, в какой стране может быть такое объявление в кафе, которые появляется у нас во время обострения конфликтов «Для солдат – еда бесплатно».

Наши из России, с ними мы ездили на горячие источники, с удивлением заметили, как много там отдыхают семьями: родители, дети, бабушки, дедушки.

Как-то пошли в кафе семьей, брат, сестра, дети их, с нами еще была тетя — 90 лет. Когда выходили, в дверях встретили такую же компанию и тоже с ними бабушка примерно такого же возраста. Семейные связи сильны в еврейских семьях.

Куда пропадает тепло в отношениях?

Но вот вопрос, куда же пропадает это тепло и любовь, когда мы выходим на улицу? Я не говорю про поведение на дорогах, там всегда впереди — козел, а сзади – идиот. Не знали? А вы проследите, как вы их называете. Как – то нам пришлось ехать в аэропорт на двух машинах, встречать друзей. Мой муж на дороге вел себя идеально, он знал, что за ним еду я. Почему бы каждому не представить, что впереди едет его сын или дочь, а сзади жена или друг и тогда поведение на дороге изменится. Ведь на самом деле – мы одна семья и все друг другу родные люди, только жаль, что вспоминаем мы об этом только когда нам угрожают и на нас нападают. Так может нужно сказать спасибо нашим врагам? Ведь благодаря им, мы просыпаемся ото сна, где ненавидим друг друга и становимся семьей. Враги пробуждают в нас лучшие чувства, благодаря им наши отношения становятся исправленными и мы опять ощущаем себя любимыми и любящими. Когда каждый думает о каждом.

Семья – это ежедневные усилия

Семья – это постоянная стройка, это ежедневные усилия. Только у животных – это инстинкт и им не нужно делать никаких усилий.

Есть такое выражение – «Мой дом – моя крепость», но это верно, если человек один. Растущий эгоизм отдаляет членов семьи друг от друга и они становятся врагами, не могут жить вместе, ведь каждый считает, что другой живет за его счет.

У разных народов есть один обычай, если не получается построить семейные отношения, то обращаются к знающим, опытным людям, к мудрецам. И с этого начинается семья.

В семье соединяются не просто животной частью. Есть обязательства друг перед другом, перед детьми, родителями, обществом. Если бы не взаимные обязательства, то люди не ощущали бы семейную связь.

Всю мудрость жизни мы черпаем из Природы и она показывает нам на сколько может быть чудесной жизнь в гармонии с Природой и между собой, жизнь в объединении и процветании. И к этой цели – быть одной семьей в гармонии друг с другом мы и должны прийти.

Семья – это основа, потом район, город, государство, отношения между странами, весь мир. Но объединение начинается в семье.

Иудаизм затрагивает все сферы семейных отношений. Миква является фактором, который позволяет преодолеть семейную рутину.

Еврейский народ, как мы уже отмечали выше, представляет собой, в сущности, одну семью — разросшуюся семью праотца Авраама. Поэтому неудивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальными и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и духовно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.

Законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее аспекты — вплоть до самых интимных отношений. Эти законы основаны на следующих фундаментальных принципах:

Уважение к индивидуальности и чувствам каждого члена семьи;

Мирные и гармоничные отношения (шлом байит);

Признание определенных прав за каждым членом семьи и уважение этих прав;

Сохранение душевной чистоты и цельности чувств в интимной сфере.

Довольно часто неполадки в семейной жизни вызваны пренебрежением к декларированным выше принципам. Евреи в современном мире знакомы как с аскетическим христианским идеалом отношений между мужчиной и женщиной, так и с гедонистическим принципом современного секуляризма с его вседозволенностью в области секса. Но, к сожалению, слишком многие наши современники почти ничего не знают о традиционном еврейском подходе к вопросам пола. Иудаизм весьма далек от обеих крайностей, и для верующих евреев равно чужды как эти полярные концепции, так и вытекающие из них нормы поведения.

Еврейская религия возвышает и утончает чувства и мысли человека, благословляет его на счастливую и осмысленную жизнь, но отнюдь не считает, что необходимо немедленно удовлетворять любые сиюминутные желания. Эгоизм и неразборчивость в отношениях между полами всегда рассматривались иудаизмом как нечто низменное и вульгарное, как уступка человеческой слабости. Там, где люди преступают данные Всевышним заповеди, найденное ими «счастье» впоследствии неизменно оборачивается горечью и разочарованием.

Нет никаких сомнений в том, что соблюдение еврейских законов семейной жизни значительно способствует укреплению брака. Это, конечно, не может предотвратить личные драмы и неурядицы, однако создает прочный фундамент для спокойных, гармоничных и доставляющих удовлетворение отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Чистая и вместе с тем полнокровная жизнь сохраняет остроту любовных переживаний и наполняет их высоким духовным смыслом, поднимает до уровня, достойного «народа святых».

Необходимо подробно остановиться на некоторых еврейких традициях, касающихся брака, поскольку они, вероятно, менее понятны современному человеку, чем законы о взаимоотношениях родителей и детей. Разлад и отчужденность, царящие во многих еврейских семьях, свидетельствуют о том, что именно эти традиции, к несчастью, забыты.

Главной целью супружества иудаизм считает произведение на свет потомства. Рожать детей — значит исполнять заповедь Торы «Плодитесь и размножайтесь». Это способствует осуществлению Б-жественного замысла, приближает человека ко Всевышнему в вечном акте творения. Вопрос о том, сколько детей нужно иметь для выполнения заповеди, до сих пор является предметом споров между раввинами, но в любом случае ясно, что вообще отказаться от воспроизведения потомства — значит нарушить повеление Всевышнего.

Однако брак имеет и самостоятельную ценность. Еще до того, как Всевышний сказал: «Плодитесь и размножайтесь», Он сотворил жену для Адама, ибо «нехорошо человеку быть одному». Так были выдвинуты на первый план в браке взаимная поддержка, любовь и добрая воля. Наши мудрецы говорили: «Всевышний с нетерпением ожидает, когда человек возьмет себе жену» (Кидушин, 296); «Человек, отказывающийся от брака, лишен благословения, святости… мира и покоя» (Йевамот, 626); «Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе» (Псахим, 11 За). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, еще не может считаться полноценным человеком. «Мужчина не должен быть без жены, женщина без мужа, и оба они без Б-га», — написано в мидраше (Брейшит раба, 8:9). Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.

Подчеркивание духовного в браке ни в коей мере не означает предпочтение чисто платонических отношений между мужчиной и женщиной, равно как и не предполагает противоестественного подавления дарованных Всевышним физических и эмоциональных потребностей. Еврею запрещается лишать свою жену права на близость, независимо от соображений о продлении рода. Тора рассматривает любовный акт как одну из важнейших обязанностей супруга. Муж в равной степени должен обеспечить жену пищей, одеждой, кровом и любовным отношением, он «…не должен лишать ее супружеской близости» (Шмот, 21:10). Эти права признаются за женщиной и в том случае, когда она не может рожать (из-за возраста или по состоянию здоровья).

В рамках освященного законами Торы супружеского союза секс никогда не трактовался как нечто греховное, низменное, постыдное.

Иудаизм резко осуждает похоть, разврат, распущенность, супружескую неверность, а также любые формы кровосмешения, проституции и гомосексуализма, считая все это мерзостью, противной воле Всевышнего и ведущей как к духовному падению отдельного человека, так и к моральному и физическому вырождению нации и всего человечества. Но он горячо ратует за любовь между мужчиной и женщиной, заключившими брак. Внешний облик, характер и даже здоровье потомства рассматриваются нашими мудрецами как прямое следствие характера интимных отношений между супругами.

Еврейский Закон подчеркивает важность правильного поведения супругов перед супружеской близостью. Он предостерегает от любого принуждения женщины, от близости в состоянии опьянения или после ссоры. Рамбам делает такой вывод из всех еврейских законов о браке: «Близость должна порождаться лишь истинным желанием и быть следствием радостного взаимного влечения мужа и жены».

Подобно тому, как еда и питье возвышены Торой до уровня служения Всевышнему, освящено все, что относится к области секса. Вкушать пищу необходимо и приятно, однако законы кашрута говорят нам, что не всякая еда приносит пользу. То же и в интимной сфере. Еврей должен осознавать разницу между чистым и нечистым, святым и низменным.

В семейной жизни существуют и другие ситуации, когда Закон запрещает близость между супругами. Речь прежде всего идет о периоде менструации у женщины с прибавлением семи «очистительных» дней после ее окончания. В среднем перерыв составляет около двенадцати дней. В это время мужчине запрещено даже касаться супруги; спать они должны в разных кроватях.

Каков смысл этой заповеди? Было высказано несколько предположений:

Воспитание умения владеть своими желаниями даже в тех случаях, где чувство торжествует над разумом. Сила человека, учат наши мудрецы, измеряется его способностью управлять своими страстями и не позволять им управлять собой;

Соображения эмоционального и физиологического порядка, учитывающие чувства женщины, для которой близость в этот период может быть нежелательна;

Уменьшение вероятности пресыщения в браке, которое появляется со временем; стремление сохранить очарование и свежесть отношений, характерные для первых месяцев супружества;

Возможность отдыха для одного или обоих супругов, не сопровождаемого чувством вины, если он или она испытывает равнодушие или страдает от холодности другого; в этом случае супруги не ощущают психологической

ответственности за воздержание.

Уклонение от близости в запретный период не исчерпывает всех законов чистоты семейной жизни. По окончании отсчета семи «чистых» дней жену и мужа соединяет особая процедура: женщина должна погрузиться в воды специального бассейна для ритуальных омовений — миквы . С начала менструации и до этого момента она остается запретной для мужа и называется нида — «отделенная».

Омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения. Во времена Храма коушшл и левиим , прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, совершали омовение. Принимающие еврейство, будь то мужчины или женщины, также окунаются в воды миквы , что символизирует их духовное очищение. Еврейская женщина обязана посещать микву ежемесячно, вплоть до наступления климакса.

Специалисты приводят убедительные доказательства гигиенической и медицинской пользы омовения в микве , но главная цель этого ритуала, конечно, иная — духовная. Погружение в воды миквы отнюдь не равнозначно обычному купанию из элементарных гигиенических соображений. Это ясно хотя бы из того, что перед совершением ритуала требуется тщательно вымыться.

Еврейская семейная жизнь невозможна без миквы . Куда бы судьба ни забросила евреев, они прежде всего, даже раньше синагоги, строят микву . Закон предписывает продать свиток Торы, если общине не хватает денег на сооружение миквы .

Современная сверкающая кафелем миква с автоматическим контролем температуры и салоном красоты, конечно, как небо от земли отличается от миквы в крепости Мецада, что на вершине горы у Мертвого моря, и даже от миквы в восточно-европейском местечке в начале века, но назначение их одинаково. Так сохраняется духовная связь поколении.

В наше время многие евреи нарушают, к сожалению, законы чистоты семейной жизни еще чаще, чем субботу и кашрут , но делают это скорее в силу полного незнания, чем по злому умыслу. Изучение этого раздела иудаизма не входит, разумеется, в программу элементарной шестиклассной еврейской школы в США или в странах Западной Европы. Его можно было бы преподать юношам и девушкам старших классов, но, к сожалению, слишком мало детей получают нормальное еврейское образование. О важнейших заповедях, на которых зиждется весь еврейский образ жизни, молодые люди узнают лишь урывками на лекциях, прочитанных в узком кругу, или от немногих счастливчиков, которые получили традиционное еврейское образование. Большинство же остается в полном неведении или, что еще хуже, получает превратное представление об этих простых и мудрых законах, смысл которых в том, чтобы обеспечить еврейской семье счастье, мир и покой.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте