Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков
Тема: «Дифференциация звуков [Ж ] - [[Ш ] в словах, предложениях».
Цель: учить различать звуки [Ж ] - [Ш] в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
1. Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях.
2. Развивать умение выделять слова со звуками [ж] и [ш].
3. Закрепить правило написания жи – ши.
4. Учить сопоставлять слова-паронимы по смыслу и звучанию, написанию.
5. Учить работать над деформированными предложениями.
6. Учить составлять предложения по схемам.
Коррекционно-развивающие:
1. развивать, обогащать и уточнять словарь.
2. Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
1. Вырабатывать умения обдумывать свои действия, осуществлять
решения в соответствии с заданными правилами.
2. Воспитывать самоконтроль.
3. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
4. Формировать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: зеркала, елки, новогодние игрушки, компьютер.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Вот опять звенит звонок.
Начинается урок.
Встали ровно, подтянулись…
И друг другу улыбнулись.
II . Введение в тему занятия.
Логопед: А сейчас сядет тот, кто назовет слова со звуками [Ж ] и [Ш ].
(Ответы детей)
Логопед : Сели ровно, положили руки на парту, ноги должны касаться пола.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Сейчас возьмите зеркала, будем выполнять артикуляционные упражнения.
(Дети выполняют упр. «Заборчик», «Дудочка»)
Логопед : Теперь выполним упражнения «Шарик», «Флажок».
(Дети вслед за логопедом выполняют упражнения).
Работа над стихотворениями.
Логопед: А теперь давайте прочитаем стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?
Жаба жабе предложила
Ежевичный вкусный джем.
Ежевичный? – та спросила –
Ну, тогда, пожалуй, съем!
Дети: Звук [Ж].
Логопед: Обратите внимание, какие знаки препинания здесь встречаются?
Дети: Вопросительный знак, восклицательный знак, точка, тире.
Логопед : Прочитайте стихотворение, не забудьте про знаки.
(Дети читают)
Логопед: А теперь давайте прочитаем другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?
Трое маленьких мышат
В тишине ночной шуршат,
Если кошку вдруг услышат,
То шуршат они потише.
Дети : Звук [Ш].
(Дети читают)
Логопед: Ребята, кто из Вас догадался, надкакимизвуками мы сегодня будем работать?
Дети: Мы будем работать над звуками [Ж] и [Ш].
Работа над темой занятия.
Логопед: Мы сегодня будем работать над звуками [Ж]-[Ш]. Тема сегодняшнего занятия: «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».
Логопед: Откройте тетради, возьмите ручки, запишите число и тему занятия.
(Дети записывают в тетрадь число и тему.)
Логопед: К нам в гости пришли наши давние знакомые. Это гномики ЖИК и ШИК. Они принесли нам много разных заданий. Мы обязательно с ними справимся.
А теперь скажите, какой первый звук в имени ЖИК?
Дети: Звук [Ж].
Логопед: А теперь скажите, какой первый звук в имени ШИК?
Дети: Звук [Ш].
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [Ж].
Дети: Звук [Ж] – согласный твердый звонкий.
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [Ш].
Дети: Звук [Ш] – согласный твердый глухой.
Логопед: Что общего у звуков [Ж-Ш]?
Дети: Эти звуки согласные и всегда твердые.
Логопед: Чем различаются звуки [Ж-Ш]?
Дети: Звук [Ж] – звонкий, а звук [Ш] – глухой.
Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?
Дети: Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».
Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?
Дети: Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».
Логопед: Наши Гномики хотят поиграть с нами в игру «Звонкий-глухой». Я буду называть Вам слова, а вы, если слышите [Ж] – хлопаете в ладоши, а если слышите звук [Ш] – закрываете уши. Приготовились, начали…
Логопед: Сэтим заданием Вы справились хорошо, а теперь другое испытание. Кто скажет, какой скоро праздник?
Дети: Новый год!
Логопед: Правильно! На Новый год принято наряжать елку. Давайте поможем Жику и Шику нарядить елочки. На елку Жика повесим игрушки со звуком [Ж], а на елку Шика со звуком [Ш].
Игра «Наряди елочку».
(Дети достают из мешка игрушки и развешивают их по елочкам.)
Логопед: МОЛОДЦЫ!
А вот еще одно задание «Звуки, буквы называй – слово собирай».
Вы должны назвать первые звуки (на экране появятся буквы), составить слово. Со словом составить предложение.
Дети: Шапка – [Ш], буква «Ша»
Ананас – [А], буква «А»
Жираф – [Ж], буква «Жэ»
Осы - [О], буква «О»
Кран - [К], буква «Ка»
ШАЖОК
Малышсделал первый шажок.
Работа над ПАРОНИМАМИ.
Логопед: Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.
У Саши красный ШАР.
У Миши сильный ЖАР.
Дети: ШАР-ЖАР
Логопед:
Дети:
По звучанию. В слове ШАР – [Ш], а в слове ЖАР – [Ж].
По написанию. В слове ШАР-буква «ША», а в слове ЖАР-буква «ЖЭ».
По значению. Шар –это… Жар - это…
Логопед:
У зайца длинные УШИ.
В траве живут УЖИ.
Дети: УШИ-УЖИ
Логопед: МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?
Дети:
По звучанию. В слове УШИ – [Ш], а в слове УЖИ – [Ж]
По написанию. В слове УШИ-буква «ША», в слове УЖИ-буква «ЖЭ».
По значению. УШИ-это… УЖИ – это…
Логопед: Правильно, ребята!
Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу называются ПАРОНИМЫ. Повторите.
Дети: ПАРОНИМЫ.
Логопед: А теперьзапишем в тетрадь эти слова.
(Обратить внимание на посадку, положение тетради…)
Слова запишем, а буквы «ша» и «жэ» подчеркнем. Скажите, какой карандаш нам понадобится?
Дети: Синий карандаш, т.к. эти звуки всегда твердые.
Физминутка.
Логопед: А теперь поиграем в игру «Один – много». Я буду называть предметы в единственном числе, а Вы во множественном.
(Дети называют слова во множественном числе)
Логопед: Кто догадался, почему некоторые слоги выделены красным цветом?Скажите, с какой орфограммой Вы здесь встретились?
Дети: Красный цвет опасный. Можно сделать ошибку.
ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
Логопед: Ребята, давайте, с Вами выполним задания на карточках. Каждый выберет себе задание (одно из 3-х) и попытается его выполнить.
Работаем с ЖИ и ШИ.
1 уровень:
Ё .. к, .. р, ..шка, кув..н, пи.., ..ть
2 уровень:
У Ната.. ..вут чи.. и стри.. .
3 уровень:
У машы и мишы в чулане жыли мышы.
Зарядка для глаз
Логопед: Молодцы! Посмотрите, гномики приготовили нам загадки. Но загадки эти непростые, гномики зашифровали в них целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и составим по ним предложения (На первой схеме: Маша, кран, груша. На второй схеме: бабушка, клубки, носки).
Дети: Маша моет грушу.
Бабушка вяжет носки.
Бабушка вяжет носки из разноцветной пряжи.
Логопед: Запишем в тетрадь эти предложения. А к доске пойдет…
(Работа на доске и в тетрадях).
Подчеркнем буквы синим карандашом.
Молодцы! Ребята, ЖИК и ШИК выполняли домашнее задание, составляли предложения. Посмотрите, все ли правильно у них получилось?
Шарф положил Женю в шерстяной шкаф.
Давайте исправим ошибки.
Дети : Женя положил шерстяной шарф в шкаф.
Логопед: У кожаного саквояжа в руках был пассажир.
Дети: У пассажира в руках был кожаный саквояж.
Логопед: Молодцы ребята, Вы справились с заданием.
Но опять новое испытание. Надо составить предложения, используя слова и картинки. Кто попытается это сделать? (Даны слова: Шура, собирала, и. Картинки: ежевика, крыжовник.
Дети: Шура собирала ежевику и крыжовник.
Логопед:
Дети: Шура –[Ш], ежевика – [Ж], крыжовник – [Ж].
Логопед: Давайте составим следующее предложение (Даны слова: шустрый, бежит, за. Картинки: жеребенок, лошадь).
Дети: Шустрый жеребенок бежит за лошадью.
Логопед: Назовите слова со звуками [Ж] и [Ш].
Дети: Шустрый –[Ш], жеребенок –[Ж], бежит –[Ж], за лошадью –[Ш].
Итог занятия.
Ребята, мы сегодня выполнили очень много заданий. Гномики довольны Вашей работой.
Скажите, а Вам понравилось занятие?
Что понравилось больше всего?
Какие задания вызвали затруднения?
С каким настроением Вы уходите с занятия?
Конспект подгруппового логопедического занятия
Логопедическая тема: Дифференциация ш - ж.
Грамматическая тема: Правописание жи - ши.
Цель: Учить дифференцировать ш и ж.
Задачи:
логопедические:
Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости - глухости.
Формировать навык правильного написания сочетаний Жи и Ши.
Обогащать и активизировать активный и пассивный предметный словарь.
Развивать звукобуквенный анализ и синтез.
Закреплять навык написания букв Ж и Ш в слогах, словах.
коррекционные:
Развивать логическое мышление.
Развивать слуховое внимание.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Развивать диалогическую речь.
воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми.
2. Воспитывать внимательное отношение к заданиям, которые дает логопед.
Оборудование: доска; индивидуальные зеркала; набор символов, для обозначения характеристики звука; предметные картинки для выделения первого звука в словах (жираф, жук, шапка, шишка); таблица с буквами; карточки; рабочие тетради в линейку.
Ход занятия:
I . Организационный момент:
1. Психологический настрой.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.
Парта - это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Логопед: Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.
II. Повторение:
Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с буквами:
А, а; У, у; О, о; ы; И, и;
К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.
Логопед: Давайте повторим буквы, читайте хором.
(дети хором читают букву, на которую показывает учитель).
Логопед: Назовите гласные.
Логопед: Сегодня мы с вами будем много говорить. А чтобы нам было легче говорить надо подготовить мышцы лица, язык, губы.
Артикуляционная гимнастика.
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ
(упражнение «Толстячки»)
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ
(упражнение «Худышки»)
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ
(упражнение «Улыбочка»)
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ
(упражнение «Трубочка»)
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ
(упражнение «Улыбочка»)
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ
(упражнение «Парус»)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ
(соответствующие движения «Парусом»)
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ
(повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»)
ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ
(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)
III. Основная часть:
Введение в тему:
Логопед: Чтобы узнать, с какими жителями станы звуков и букв мы будем знакомиться нужно найти общий согласный звук в словах: шуба, камыш, машина.
(логопед выставляет букву Ш на доске)
Логопед: Молодцы! Найдите общий согласный звук в словах: жаба, жук, ежи.
(логопед выставляет букву Ж на доске)
Логопед: Молодцы! Как вы думаете, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?
(предполагаемые ответы детей: Ш - Ж)
Лингвистический материал: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ежи.
Характеристика звуков:
Логопед: Давайте сравним звуки Ш и Ж. Чем они похожи и чем отличаются (по таблице):
(Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звуков. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков).
Ш Ж
согласный согласный
губы трубочкой губы трубочкой
зубы сближены зубы сближены
тёплая воздушная струя тёплая воздушная струя
[Ш] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.
[Ж] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопните, если услышите слог со звуком Ш, топните, если услышите слог со звуком Ж.
Лингвистический материал: Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.
Упражнение: «Наоборот».
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Если я придумаю слово со звуком Ш, то вы со звуком Ж. (если дети не справляются задание меняется - Если я назову слог со звуком Ж, то вы со звуком Ш).
Лингвистический материал: ШУБА, ЖАБА, ОДЕЖДА, ПОДУШКА или ША, ШУ, ЖА, ШИ, ШО, ЖУ.
Пальчиковая гимнастика «Дни недели»
Логопед: Подготовим наши ручки к письму.
В понедельник я стирала,
Во вторник пыль я подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг играла в мяч.
В пятницу я чашки мыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья!
Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Логопед: Наши ручки и пальчики нагрелись и готовы работать. Запишите два слова в тетрадь: ЖУК, ЖИРАФ.
Лингвистический материал: ЖУК, ЖИРАФ.
Логопед: Сколько гласных в слове ЖУК?
(предполагаемые ответы детей: одна).
Логопед: Сколько гласных в слове ЖИРАФ?
(предполагаемые ответы детей: две).
(предполагаемые ответы детей: со звука [Ж]).
Логопед: Правильно. Перед вами лежат карточки-схемы. Вам нужно определить положение звука Ж в словах (положить пуговицу на нужное место: начало, середина, конец).
Логопед: Где находится звук [Ж] в этих словах?
(предполагаемые ответы детей: звук [Ж] находится в начале слова).
Логопед: Какая гласная стоит в слове ЖУК после буквы Ж?
(предполагаемые ответы детей: У).
Логопед: А в слове ЖИРАФ?
Логопед: У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ. Произнесите эти слоги и послушайте, одинаково ли слышится звук Ж в этих слогах?
(предполагаемые ответы детей: нет:
в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ - мягкий).
Логопед: Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ
(дети повторяют хором за логопедом).
Логопед: Так как у нас слышится звук [Ж]?
Логопед: Запомните: звук [Ж] всегда твердый!
Логопед: Теперь запишите слова ШАПКА, ШИШКА.
Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.
Логопед: С какого звука начинаются эти слова?
(со звука [Ш]).
Логопед: На карточках-схемах определите, где находится звук [Ш] в этих словах?
(предполагаемые ответы детей: звук [Ш] находится в начале слова).
Логопед: В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная?
(предполагаемые ответы детей: А).
Логопед: А в слове ШИШКА?
(предполагаемые ответы детей: И).
Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?
(предполагаемые ответы детей:
по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ - мягкий).
Логопед: Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [Ш]?
(предполагаемые ответы детей: одинаково).
Логопед: Запомните: звук [Ш], как и звук [Ж], всегда твердый! Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука - твердый и мягкий. Есть такие буквы - Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.
Про эти буквы надо сказать еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш. Поэтому сочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И.
(на доске: ЖИ - ШИ - пиши с И )
Логопед: Спишите слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ. Возьмите красный карандаш и подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.
Физминутка: Мультимедийная ("Солнышко лучистое").
Речевая зарядка. (логопед задает ритм хлопками)
Логопед: Повторяем за мной:
жа - жа - жа - жа - мы видели ужа
ша - ша - ша - ша - мама моет малыша
жу - жу - жу - жу - спешим скорей к ежу
шу - шу - шу - шу - Жене я письмо пишу
Ша-ша-ша - У Даши каша.
Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.
Аш-аш-аш - У Паши шалаш.
Ош-ош-ош - У Миши ковш.
(дети хором повторяют чистоговорки за логопедом).
Работа в тетради.
Логопед: У вас на столе лежат карточки, вам надо вставить сочетания ЖИ или ШИ. С какой буквой вы их напишите?
(предполагаемые ответы детей: с И).
IV . Итог урока.
Логопед: Чем мы занимались сегодня на уроке?
(предполагаемые ответы детей: учились различать звуки Ш и Ж, правильно писать сочетания ЖИ - ШИ.
Дети могут перечислить виды работ, которые выполняли).
Логопед: Чтобы закрепить правильное правописание ЖИ - ШИ, разгадаем кроссворд.
1. Что нужно человеку и животному чтобы слышать. (уши)
2. Кто ходит в иголках? (ёжик)
3. Маленькие, серенькие, живут в норке. (мыши)
4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься, и растёт на ёлке. (шишка)
5. Пятнистое животное с длинной шеей, живёт в Африке. (жираф)
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Дома придумать 5 слов — на букву Ж и 5 слов - на букву Ш.
Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.
Карточка №1 ИМЯ ___________________
Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.
Карточка №1 ИМЯ ___________________
Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.
Карточка №1 ИМЯ ___________________
Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.
Карточка №1 ИМЯ ___________________
Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.
Карточка №1 ИМЯ ___________________
Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.
Светлана Скипина
Занятие по дифференциации звуков [Ж] - [Ш]
Тема : «Дифференциация звуков ш – ж » .
Цель : учить различать на слух звуки ш –ж (в слогах, словах, тексте) ; определение места звука в слове (закрепление) ; развитие внимания и памяти; образование множественного числа существительных.
1. Оргмомент.
Какое сейчас время года? (осень) . Какие ещё времена года вы знаете? (зима, весна, лето) . Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) .
2. Артикуляционная гимнастика.
Сейчас мы с вами потренируем губы и язык.
Упражнения «Улыбка – бублик» , «Заборчик – окошечко» , «Вкусное варенье» , «Чашечка» .
3. Игра «Картинки перепутались» .
Я принесла вам картинки на звуки Ж и Ш , но они перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить картинки правильно.
Ж – жук, ёжик, лыжи, жёлудь, жаба, флажок.
Ш – кошка, лошадь, дедушка, чашка, шапка, катушка, лягушка.
Скажите, как шипит гусь. – Ш-ш-ш.
Как жужжит жук? – Ж-ж-ж.
4. Характеристика звуков Ш – Ж .
Произнесите звук Ш . Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука ) . Какой звук Ш ? (Звук Ш – согласный , всегда твёрдый, глухой, шипящий) .
Почему согласный? (есть преграда) .
Почему твёрдый? (произносим строго) .
Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.
Что вы можете сказать о звуке Ж ?
-Звук Ж – согласный , всегда твёрдый, звонкий, шипящий.
Почему согласный? (есть преграда) .
Почему твёрдый? (произносим строго) .
Хорошо. Теперь скажите, чем похожи звуки Ш и Ж , чем отличаются. (Когда мы произносим звуки Ш и Ж , язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены; звуки Ш и Ж – согласные , твёрдые, шипящие, но звук Ж – звонкий , звук Ш – глухой .
5. Игра «Скажи наоборот» .
Дети чётко произносят слоги.
а) Аж – аш
б) аш – ши – аж – жи
аш – ше – аж – же
аш – ша – аж – жа
аш – шо – аж – жо
аш – шу – аж – жу
в) ши-ши-ши – жи-жи-жи
ше-ше-ше – же-же-же
ша-ша-ша – жа-жа-жа
шо-шо-шо – жо-жо-жо
шу-шу-шу – жу-жу-жу
г) жить – шить
житьё – шитьё
жутко – шутка
жалить – шалить
жил – шил
наживка – нашивка
Разобрать значения незнакомых слов (наживка, нашивка) .
6. Игра «Один – много»
Обратить внимание, что в конце слова звук Ж произносится , как Ш, а пишется Ж).
Нож – ножи
Стриж – стрижи
Этаж – этажи
7. Произнесение слов со звуками Ш – Ж .
Где вы слышите звук Ш ? Есть в слове звук Ш ? (определение места звука в слове ) .
Слова : флажок, одежда, пушистый, сажа, Даша, солнышко, живот, жадный, пишу.
8. Динамическая пауза. Игра «Как живёшь?»
Как живёшь?
Вот так! (показывают большие пальцы)
А плывёшь?
Вот так! (имитация руками плавания)
Как бежишь?
Вот так! (топаем ногами)
Вдаль глядишь?
Вот так! (приставляют к глазам пальцы «биноклем» ).
Ждёшь обед?
Вот так! (подпереть щёку кулаком) .
Машешь вслед?
Вот так! (помахать руками) .
Утром спишь?
Вот так! (обе руки под щёки) .
А шалишь?
-… (хлопнуть по надутым щекам) .
9. Чтение рассказа «Кошка и ёж» .
Принесли дети из леса домой ежа. Побежал ёж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Ёж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.
Вопросы к тексту :
1).Кого принесли дети из леса?
2).Кто увидел ежа?
3).Что сделала кошка?
4).Как защищался ёж?
Повторное чтение и пересказ текста.
Какие загадки можно подобрать к тексту? Отгадывание загадок.
Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка) .
Иголки лежали – лежали, да под стол убежали. (ёж) .
10. Итог занятия .
О чём мы сегодня говорили, о каких звуках ? (о звуках Ш и Ж ) . Чем они похожи и чем отличаются? (ответы детей) . Что мы делали? (Рассматривали картинки на звуки Ш и Ж , играли в игры «Скажи наоборот» , «Один – много» , «Как живёшь?» ; определяли место звука в словах , отгадывали загадки и читали рассказ «Кошка и ёж» .
КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Конспект фронтального логопедического занятия
по теме « Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Составитель: учитель – логопед
Кухмистрова Галина Михайловна
Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.
Задачи:
Закрепить знания о согласных звуках [Ж] - [Ш], учить выделять звуки [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях, закреплять знания норм орфографии;
Развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
Воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.
Оборудование: карточки с заданиями, картинки предметов, прямоугольники из картона белого цвета, квадраты зеленого, синего, красного цветов.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята! Проговорим правило красивой речи:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо,
Звуки произносим внятно
Чтобы было всем понятно!
3. Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?
Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
Дедушке седому.
4. Целевая установка.
Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))
II. Основная часть.
1.Психогимнастика.
Посмотрите на эти лица, какие разные.
Что они изображают? (страх, горе, удивление, интерес, вина)
Изобразите злую Бабу – Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана – царевича.
2. Артикуляционная гимнастика.
Мы с вами выполним артикуляционные упражнения
Заборчик
Блинчики
Парашютик
Часики
Чашечка
Вкусное варенье
Грибок.
2.Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?
Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
Дедушке седому.
Какой же звук мы слышим чаще всего? (Ж])
3. Целевая установка.
Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша)).
4. Прослушайте ряды слов и повторите их в той же последовательности, быстро и чётко:
жа – ша – жа
жа – ша – жа – ша
ша – жа – ша
ша – жа – ша - жа
жу – шу – жу
ши – жи – жи – ши
шу – жу – шу
жи – ши – ши – жи
А теперь посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова:
жил – шил
уши – ужи
шар – жар
3.Скажите, чем различаются эти пары слов? (Буквами Ж и Ш). Давайте вместе дадим характеристику звукам, обозначающим буквы Ж и Ш:
[Ж] – согласный, звонкий, твёрдый;
[Ш] – согласный, глухой, твёрдый.
Чем они похожи? Чем отличаются?
4. Рассказать артикуляцию этих звуковс по мнемотаблице.
5.Теперь вы должны самостоятельно выполнить задания на карточках: от данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.
Карточка №1
шила - …
шесть - …
шалость - …
широк - …
тушить - …
крушить - …
машет - …
Саша - …
(После выполнения задания выполняется проверка, обращается еще раз внимание на то, с помощью чего были образованы новые слова).
6. Прочитайте внимательно слова записанные на доске, с указанием пропущенной буквы:
ж...л
ш...ло
ш...пит
ж...вёт
Какую букву мы вставили во все слова? (и) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши?
(Дети называют правило о правописании жи–ши).
7. Пальчиковая гимнастика.
Песня веселых ладушек.
Две ладошки у меня. (Поочередно показывают ладошки).
Мы с ладошками родня. (Хлопки)
Будем с ними мы играть (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Раз, два, три, четыре, пять (Поочередно загибаем пальцы).
Вместе весело играть. (Хлопки)
8. На доске вы видите картинки, внимательно рассмотрите их. Определите наличие и место звуков [ж] и [ш] в названиях картинок
(Жёлудь – [ж] первый звук, шапка – [ш] первый звук, лягушка – [ш] пятый звук, жаба – [ж] первый звук, пирожное – [ж] пятый звук. Груша – [ш] четвёртый звук, жук – [ж] первый звук, баклажан – [ж] шестой звук, машина – [ш] третий звук, шина – [ш] первый звук).
9. Физминутка.
10. “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:
Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
Ножницы, пассатижи, шпатель, ножовка.
Ежик, кошка, жираф, жеребенок.
Ложка, чашка, ножик, кувшин.
11.А теперь, ребята, вам предстоит выполнить коллективную работу. Посмотрите внимательно, на парте лежат прямоугольники, самый длинный – обозначает предложение, которое я вам назову, те, которые по короче – это слова в данном предложении. Еще короче – это слоги в данных словах, а квадраты (синего, зелёного и красного цветов) – это звуки из которых состоят данные слоги в словах. Теперь я назову вам предложение, а вам нужно составить правильную его схему:
Бабушка Женя испекла ватрушки
(Выполняется проверка)
Скажите сколько звуков? [Ж] и [Ш] встретилось в этом предложении? (Два звука [Ш], один звук [Ж]).
12. Игра “Доскажи словечко”, я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:
Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .
Последнее задание, я буду называть вам слова, а вы должны прочитать их обратно:
Ужи (ижу), шар (раш), мышь (шим), ножи (ижон), лыжи (ижил), лужи (ижул).
Итоги занятия.
1.Чему учились на занятии?
2. С какими звуками мы сегодня работали? С какими буквами?
3. Какое правило мы повторили?
4. Давайте ещё раз характеристику звукам [Ж] и [Ш]?
Новикова С.Н., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань “Детский сад № 2 “Сказка”.
Задачи занятия:
- Коррекционные
- уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и [ж];
- упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
- Развивающие
- развивать умение подбирать к объекту определенное качество признака;
- развивать зрительное внимание, мыслительные навыки, связную речь.
- Воспитательные
- воспитывать интерес и желание работы с компьютером.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Мультимедийное оборудование
- Настольное зеркало.
- Дидактическая игра “Умный поезд”.
- Магнитная доска.
- Каринка “Теремок”
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
- Изолированное произношение и характеристика звуков.
- Звуковой анализ и синтез слов.
- Дифференциация звуков в слогах.
- Зрительная гимнастика.
- Дифференциация в словах.
Логопед показывает картинку “Теремок”.
В какую игру поиграем?
Игра “Теремок” (Дети по очереди, говорят слова “Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок не высок, в теремочке этом звук … живет”, называет любой речевой звук и садятся на стульчики).
Вот мы и попали на полянку к Теремку. А кто тут живет? (Речевые звуки)
Проблема:
Дети, посмотрите на экран, тут что-то произошло? Как вы думаете, что?
Как помочь этим звукам попасть в теремок?
Логопед. Как звучит песенка змеи? Пошипите (коротко, а теперь длительно). Как звучит песенка жука? Пожужжите (тихо, а теперь громко).
Расскажите, как получаются эти песенки. (Дети поочередно рассказывают характеристику звуков [Ш], [Ж] – губы округляются, язычок поднимается вверх, превращается в чашечку, по середине “чашечки”, проходит теплый ветерок, звонок не работает (работает при [ж]. Так как во рту есть преграда – язык, значит этот звук согласный и твердый).
Чем похожи, чем отличаются звуки?
А все ли звуки нам нужны? Почему? Докажите.
Что получится если исчезнет звук [Ш].
На экране появляется картинки: шапка, шуба, мышка, карандаш . (Ребенок объясняет, что может получиться из этих слов, и из-за того объект на экране исчезает).
Аналогично с картинками, в названии которых есть звук [Ж] - жаба, жираф, ежик, ножницы.
Логопед. Рассказали вы о звуках, они уже не ссорятся и поют песенки. Поддержите их, пропойте вместе с ними. (Один ребенок проговаривает слоги со звуком [Ш], а второй слова со звуком [Ж]. Затем меняются)
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
А теперь звуки предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:
- Шуба, рубашка, шорты, жилет . (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
- Ножницы, пассатижи, шпатель , ножовка.
- Ежик, кошка , жираф, жеребенок.
- Ложка, чашка, ножик, кувшин.
Логопед. Молодцы. Чтобы звуки не ссорились и побыстрее вернулись в теремок речевых звуков, подарим им подарки. Отгадайте загадку и узнаете, что вы им подарите.
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
Игра “Умный поезд”
Как вы думаете “песенке змеи” какой поезд нужно подарить? (Поезд, который повезет вагончики с предметами, в названиях которых есть звук [Ш]).
А “песенке жука”? (ребенок отвечает).
Не забудьте использовать признаки, чтобы поезд был красивым и умным.
Самостоятельная работа детей на магнитной доске.
А теперь … расскажи про свой подарок. (Ребенок описывает предметы, подбирая им значения признака, который будет расположен над вагончиком с этим предметом: например - поезд со звуком [Ж] повезет вагончики с жужжащим жуком, зеленой жабой, железными ножницами ).
Аналогично рассказывает свой рассказ и второй ребенок.
Отлично. Давайте проверим, вернулись наши звуки в Теремок? На слайде звуки находятся в Теремке.
- Рефлексия.
Что мы сейчас делали?
Как мы это делали?
Для чего мы это делали?