Что такое дать характеристику предложению примеры. Характеристики простого предложения

Характеристика предложения. Характеристика предложения. 1. По грамматической основе. - Простое (одна грамматическая основа); - сложное (две или более грамматических основы). 2. По цели высказывания. -Повествовательное (содержится сообщение); - вопросительное (содержится вопрос); - побудительное (содержит приказ, просьбу). 3. По интонации. - Невосклицательное; - восклицательное. 4. По составу. Двусоставное (есть оба главных члена предложения); - односоставное (есть только один главный член предложения – либо сказуемое, либо подлежащее). 5. По наличию второстепенных членов. - Нераспространенное (только главные члены предложения); - распространенное (есть главные члены предложения и второстепенные). 6. Чем осложнено. - неосложненное; - осложнённое (ОЧП, обращением, вводными словами(предложениями),обособленными членами предложения(определениями, обстоятельствами)). 14.10.2014. 4.

Слайд 4 из презентации «Какие предложения односоставные» . Размер архива с презентацией 611 КБ.

Русский язык 8 класс

краткое содержание других презентаций

««Обособленные определения» 8 класс» - Объяснение нового материала. Предложение, в котором обособленное определение стоит после определяемого существительного. Найти предложение, в котором обособленное определение относится к личному местоимению. Выберите крылатое выражение. Расставьте знаки препинания. Синтаксический разбор предложения. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Обособленные определения и приложения. Творческое задание.

«Омонимы, синонимы» - На воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. Слова-синонимы. У слова «мир» имеются два значения. «Ключ». Ученик -воспитанник. Ученику очень понравились омонимы. Теперь вы знаете все о славах-синонимах и о словах-омонимах. Слово «красивый». В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. Русский язык. Хвосты. Ученик узнал, что слово «коса» имеет 3 значения. Вышивание. Слова-омонимы. Ученики пятого класса на уроке логики.

«Предложение с обособленным обстоятельством» - Роль обособленных обстоятельств в художественном тексте. Обособленные обстоятельства. Проверь себя. Графический диктант. Случаи обязательного обособления. Обстоятельство согласуется с главным членом предложения. Отрывок из рассказа Л.Н.Толстого. Учитель читал нам новый рассказ. Тест. Спеша на экзамен, не забывайте то, что выучили. Роль обособленных обстоятельств. Экспресс-опрос.

«ГИА-9 русский язык» - Какие средства языковой выразительности встречаются в предложении. Я стал изучать английский язык в пятом классе. Составное именное сказуемое. Средство языковой выразительности. Чем выражено подлежащее в предложении. Чем выражено определение в предложении. Чем выражено дополнение. Знаки препинания не расставлены. В каком приложении неверно поставлен дефис. Сказуемое выражено неопределенной формой глагола.

««Однородные члены» русский язык» - Осенью дни короткие и пасмурные. 1. Русский лес хорош зимой и летом. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей, но и взрослых. Осенью дни пасмурные. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала …. детей взрослых. 2. … Дыхание … питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения. Осенью дни короткие. Луга опустели. 1. О чём говорили сегодня на уроке? Прощально и трогательно кричит пароход на перекате.

«Какие предложения односоставные» - Проверьте правильность ответов. Сделайте анализ. Характеристика предложения. Безличные предложения. Способы выражения сказуемого. Заполните таблицу. Разряды назывных предложений. Определите разряды назывных предложений. Тест. Дополните таблицу. Односоставные предложения. Проанализируйте. Отличие двусоставных предложений от односоставных. Определите типы односоставных предложений. Односоставные предложения.

1..По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

2..По восклицательности: восклицательные – невосклицательные.

3..По наличию второстепенных членов: распространенные – нераспространенные.

4..По наличию главных членов: двусоставные – односоставные (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные).

5..По смыслу: полные – неполные.

6..Осложненные или ничем не осложненные (оборотами или однородными членами).

7..Типы предложений по наличию главных членов:

1..Двусоставные.

2..Односоставные.

А..С одним главным членом – подлежащим.

1..Назывное.

Б..С одним главным членом – сказуемым.

1..Определённо-личное (подлежащее можно подставить, и только одно (я, ты, мы, вы))

2..Неопределенно-личное (подлежащие можно подставить, их много; обычно кричали – пр.вр.мн.ч. или кричат – 3 л.мн.ч.)

3..Обобщенно-личное (= опр.-личное, неопр.-личное + в поговорках)

4..Безличное (подлежащее нельзя подставить, выражено инфинитивом, пр.вр.ср.род - теплело, наст.вр. 3л.ед.ч. – теплеет, категорией состояния – холодно)

Отличать от неполных. Неполные:

1) в диалоге (- Чай будешь черный? – Черный (опр.личн.- характеризуется по первому полному предложению)

2) в сложном предложении (Мы возьмем топор (двусост.), а вы – пилу (двусост.))

Различение союзов и союзных слов.

1..Наличие и тех, и других указывает на сложноподчиненное предложение.

2..Союзное слово является членом предложения (поверка: заменить не местоимением и не местоименным наречием или задать вопрос).

Неделимые словосочетания.

1..Числительное + существительное.

2..= числительное + существительное

3. Слово (количество) + из + слово(смысл)

4..Слово + с + слово + сказуемое во множественном числе.

5..Фразеологизм.

Также как одно слово подчеркиваются:

1..Обороты (причастный, деепричастный, обособленные определения, обстоятельства, дополнения, уточнения)

2..Составные сказуемые.

3..Сочетания предлога с самостоятельным словом.

4..Составные степени сравнения.

Виды придаточных

Придаточные определительные

Придаточные изъяснительные

--Придаточные обстоятельственные

3..Образа действия как? каким образом?

4..Меры и степени насколько? в какой степени?

5..Места где? куда? откуда?

6..Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

7..Цели зачем? с какой целью? чтобы (чтоб)

8..Причины почему? отчего? потому что, оттого что, так как, ибо

9..Условия при каком условии? если, когда, раз

10..Уступки несмотря на что? хотя, несмотря на то что, пускай, пусть сколько ни, как ни

11. Следствия и..? следовательно..? так что

12..Сравнительные как? как, словно, будто

Она порхала по квартире, (как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать).

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложения различают по: цели высказывания, интонации, характеру грамматической основы, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения,

полноте или неполноте грамматического состава предложения,

наличию или отсутствию обособленных членов предложения,

количеству грамматических основ.

По цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом): Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург?

Грамматические средства оформления вопросительных предложений:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса: Разве ты песнею зазывала счастье? (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? ); 2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос): Не град враждебный ли горит? 3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? Зачем мы здесь стоим?

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу: « Молчать! Поезжай, Петр!» - командовал студент;

2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Тираны мира! Трепещите! 3) согласие, разрешение: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят;

4) призыв, приглашение к совместному действию: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5) желание: Дать бы ему сажи голландской с ромом.

Грамматические средства оформления побудительных предложений

1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть );

4) междометия.

По интонации различаютпредложения восклицательные иневосклицательные.

Восклицательными называются эмоционально окрашенные предложения, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например: повествовательно-восклицательное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! ; вопросительно-восклицательное: Кто б Измаила смел спросить о том?! ; побудительно-восклицательное: О, пощади его!.. постой! - воскликнул он .



Грамматические средства оформления восклицательных предложений

1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию): Прощай, письмо любви, прощай! Постой, голубушка моя! 2) междометия, например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства! ; Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! ; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! 3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и : Ну что за шейка! Что за глазки! Ну вот вам и потеха!

Интонационное богатство русской речи (см. тема №4).

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.

Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может быть выделено усилением голоса – логическим ударением, а также порядком слов. Умение правильно пользоваться логическим ударением и обратным порядком слов не только делает нашу речь более точной, создаёт условия для однозначного её понимания, но и способствует её звуковой выразительности.

В русском предложении порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным . Это значит, что не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным его членом. Встречается как прямой, так и обратный порядок слов.

Прямой порядок слов в предложении

Таблица 36

Прямой порядок слов характерен для речи научной и публицистической, обратный - чаще встречается в речи разговорной и произведениях художественной литературы.

Расположение слов в предложении определяется целесообраз­ностью и коммуникативными задачами, главная из которых - быть понятым.

С этим связано так называемое актуальное члене­ние высказывания , которое предполагает:

1. движение от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое заключено в начальной части предложения, второе - в его конце.

2. Другое условие правильного построения предложения - зависимые слова должны стоять перед главным или непосредственно после него. При большом количестве второстепенных членов они должны располагаться так, чтобы исключить неправильное понимание, как, например в предложении: Они продают одежду для врачей отечественного и импортного производства; Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Намеренный отход от привычного порядка членов предложе­ния осуществляется с целью выделения отдельных слов или ча­стей предложения и называется инверсией:

Тучки небесные , вечные странники!

Степью лазурною , цепью жемчужною

Мчитесь вы , будто, как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную .

В этом четверостишии Лермонтова четыре случая инверсии: в трёх случаях согласованное одиночное определение стоит после главного слова, в четвёртом - сказуемое предшествует подлежа­щему. С перестановкой слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения. Инверсный характер члена предложения определяется местом слова в предложении - в наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Помочь мне может только судьба.Кончились мои неприятности. Всякий обратный порядок в тексте должен быть эстетически оправдан (стилистическое применение). Неоправданная инверсия, неудачный порядок слов являются источником стилистических ошибок, приводят к искажению смысла фразы или двусмысленности, например: Лучшая доярка Иванова на 28-й день после отела получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока . - слова «на 28-й день после отела » следовало поставить после слова «Маруська »).
Писатели используют обе разновидности порядка слов в предложении, часто чередуя их. Преобладание только одного вида предложений привело бы к однообразию речи. Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.

Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.

Единицы синтаксиса

Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

Зачем нужен синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

Члены предложения

Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое . Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое , более одной - сложное .

Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное . Если же присутствуют оба главных члена - двусоставное .

Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым . В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.

если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.

Характеристика предложения

Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать

  • по цели высказывания;
  • по интонации;
  • по количеству грамматических основ и так далее.

Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.

По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

По интонации: восклицательное или невосклицательное.

Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

По количеству грамматических основ: простое или сложное.

По количеству главных членов в грамматической основе : односоставное или двусоставное.

Если предложение односоставное, надо определить его вид : назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.

По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

Осложнённое предложение

Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.

Например , предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».

Если предложение сложное

Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

шерстяная юбка - прилагательное;

юбка из шерсти - существительное;

юбка отглаженная - причастие;

привычка побеждать - инфинитив…

Пример синтаксического разбора предложения

Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город» .

Подчеркнем грамматические основы . Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал - сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены :

Переехала откуда? из деревни - обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

Теперь дадим характеристику . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.

Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.

По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

Что мы узнали?

Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 638.

Данная памятка позволит ученику грамотно осуществить характеристику предложения. Кроме того, в памятке даны примеры. Удобно для учителя: распечатать и разрезать. Вот готов раздаточный материал!

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Характеристика предложения"»

Характеристика предложения.

простое, сложное предложение).

Ребята играли

В поле шла жатва , листья на деревьях пожелтели . (Сложное предложение).

2. По цели высказывания

(повествовательное , вопросительное, побудительное предложение).

3. По интонации

(восклицательное, невосклицательное предложение).

нераспространенное , распространенное предложение).

Весна пришла . (Нераспространенное).

Пришла долгожданная весна . (Распростр.).

5. По осложненности ( или ничем не осложнено ).

Ребята пошли в лес за ягодами. (Ничем не осложнено).

Ребята пошли в лес за ягодами, грибами и орехами.

Характеристика предложения.

1. По числу грамматических основ (простое, сложное предложение).

Ребята играли в мяч. (Простое предложение).

В поле шла жатва , листья на деревьях пожелтели . (Сложное предложение).

2. По цели высказывания

(повествовательное , вопросительное, побудительное предложение).

На дворе прекрасная погода. (Повеств.)

Почему вы не гуляете? (Вопросительное).

Идите скорее. (Побудительное).

3. По интонации

(восклицательное, невосклицательное предложение).

Мне подарили щенка! (Восклицательное).

Мне подарили щенка. (Невосклицательное).

4. По наличию второстепенных членов (нераспространенное , распространенное предложение).

Весна пришла . (Нераспространенное).

Пришла долгожданная весна . (Распростр.).

5. По осложненности (осложнено однородными членами или ничем не осложнено ).

Ребята пошли в лес за ягодами. (Ничем не осложнено).

Ребята пошли в лес за ягодами, грибами и орехами. (Осложнено однородными членами).