Понятие и виды международных организаций. Цели, функции и основные направления деятельности международных организаций Классификация международных организаций их виды

Международная организация (МО) – объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей.

Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется "Объединенные Нации". Все это не влияет на статус организаций.

Основные признаки МО: МО создаются государствами, обладают правосубъектностью (права и обязанности, привилегии и иммунитеты устанавливаются уставом МО и другими международными договорами), имеют цели деятельности, имеют свою систему органов.

Классификация МО:

1) по кругу участников – универсальные (ООН и ее специализированные учреждения) и региональные (СНГ, ЛАГ, ОАГ);

2) по компетенции – общей компетенции (ООН, ОАГ, ЛАГ) и спе­циальной компетенции (специализированные учреждения ООН, Организа­ция стран-экспортеров нефти – ОПЕК, Всемирная торговая организация - ВТО);

3) по порядку вступления в МО – открытые (ООН) и закрытые (НАТО, Европейский Союз, прием в МО только с согласия и по приглашению первоначальных членов МО)$$$Капустин А.Я. Концепция международной организации: современные тенденции и противоречивые толкования // Международное публичное и частное право. СПб., 2007. С. 85-113.%%% 88 ^^^.

Специальный вид МО – межведомственные организации. Решение вопроса об участии в такой организации относится к компетенции государства, а все последующие контакты с организацией поддерживаются через соответствующее ведомство. Например, на межведомственной основе строится деятельность Интерпола, членами которого считаются органы полиции, обладающие полномочиями действовать от имени своих государств.

Международные организации в качестве общего правила обладают правосубъектностью как по международному праву, так и по внутреннему праву государств-членов. Их международная правосубъектность определяется уставом и международным правом. Констатировав наличие у международной организации правосубъектности, Международный суд определил ее как "способность обладать международными правами и нести международные обязанности". Вместе с тем Суд указал на отличие правосубъектности организации от правосубъектности государства: "Субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру и по объему своих прав; при этом их характер зависит от потребностей сообщества".



Национальная правосубъектность организаций определяется их уставом и внутренним правом государств-членов. Обычно они могут заключать контракты, иметь движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебное разбирательство.

Функции международных организаций. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Специально изучавший функции международных организаций польский профессор В. Моравецкий выделяет три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой. Тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать. Любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организации непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Достаточно вспомнить роль резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в утверждении основных принципов международного права и в раскрытии их содержания. В специальных областях сотрудничества (финансы, связь, транспорт и др.) нормы международного права создавались главным образом при помощи организаций.

Резолюциям принадлежит важная функция актуализации международно-правовых норм путем их подтверждения, конкретизации применительно к реальностям международной жизни. Применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание. Не только в резолюциях, но и в ходе дискуссий выясняются необходимые изменения в праве.



Весьма существенны функции легитимации и делегитимации. Первая состоит в подтверждении значения нормы, что усиливает ее эффективность. Вторая - в признании нормы не отвечающей требованиям жизни. Достаточно указать на резолюции ООН, осуществившие делегитимацию целого комплекса обычных и договорных норм, лежавших в основе колониальной системы.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм международного права и актов организации в соответствующей области.

Особенно развита эта система в области прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. обязывает участников представлять отчеты о выполнении ими положений Пакта Комитету по правам человека. По результатам обсуждения Комитет представляет доклад Экономическому и Социальному Совету ООН. В целях контроля на места направляются наблюдательные миссии организаций.

В практике ООН получили распространение наблюдательные миссии за соблюдением условий мирного урегулирования. Миссия ООН контролировала процесс ликвидации средств массового поражения в Ираке и докладывала об этом Совету Безопасности. Серьезные меры контроля, включая инспекцию, предусмотрены Уставом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Оперативные функции заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги. Значительное развитие получили операции ООН по поддержанию мира.

Понятие международных организаций.

Первые международные организации, проявившие себя в виде сотрудничества нескольких государств, возникли в глубокой древности. Известны древнегреческие “симмахии”, “эпимахии” и “амфиктионии”, действовавшие в IV-VI вв. до н. э. в качестве постоянных военнополитических и политико-экономических союзов (как наступательных, так и оборонительных) между античными городами- полисами (Пелопоннесская, Спартанская, Коринфская и др.) .

“Амфиктионии” также были первыми союзами древнегреческих племен, но их отличительными признаками являлись духовно-религиозное “соседство”, совместное отмечание божественных праздников, экономическо-политические взаимодействия, общее собрание как высший орган союза, следование общим постановлениям и поведенческим нормам, разрешение споров надплеменным судом (Дельфийско-Фермопильская и др.) . Уже в древности межполисные взаимодействия приобретали постоянно действующий институционализированный характер, являясь прообразом будущих международных организаций. Заключались соглашения, избирались органы управления, велись совместные военные действия, на период празднований приостанавливались войны, общими усилиями достигались политические и экономические цели.

Исторически уникальной средневековой формой развивающихся международных организаций стал Ганзейский союз, или, как его еще называли, Любекская ганза, XIV-XVI вв. Это экономическое и политическое взаимодействие между городами, число которых в разное время достигало 70-150, баланс интересов сторон, в течение столетий определявший правила международной торговли и серьезно влиявший на европейские политические процессы. Девиз Ганзейского союза, начертанный на воротах Хольстентор в Любеке, - “Concordia Domi Foris Pax”, что переводится “Согласие внутри - мир снаружи”. И сегодня этот девиз вспоминается жителями Европейского союза как образец прочной и успешной организации - вполне международной по меркам того времени.

Значительному увеличению количества и усилению возможностей международных организаций в XIX в. объективно способствовало формирование сложившейся после наполеоновских войн Венской системы международных отношений и коллективной безопасности. Все большую роль в Европе в условиях Европейского концерта начинают играть не отдельные государства, а союзы государств, стремящиеся к поддержанию баланса сил и широко использующие для этого многосторонние союзнические отношения и коалиционные соглашения. Экономические и политические отношения характеризуются интернационализацией. Активное взаимодействие затрагивает самые различные процессы и отношения.

Так, уже в 1815 г. непосредственно на основе Венских соглашений создается самая старая из существующих в современном мире организаций - Международная центральная комиссия судоходства по Рейну. Как и два столетия назад, сегодня цель этой международной организации - способствовать обеспечению высокого уровня безопасности навигации по Рейну. Несколько позднее возникают Всемирный телеграфный союз (1865), в настоящее время это Международный союз электросвязи, и Всемирный почтовый союз (1874 г.). Все возникшие в XIX в. международные организации уже обладают некоторым универсальным набором современных качеств. Они характеризуются постоянной организационноуправленческой структурой, наличием штаб-квартиры и зафиксированным в учредительных документах четким разграничением компетенций и полномочий участников.

Наибольший рост количества и расширение масштабов деятельности и возможностей международных организаций в мире происходит в XX в. В условиях Версальско-Вашингтонской и особенно после Второй мировой войны Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений взаимодействие между большими и малыми государствами приобретает все более многосторонний характер. Во второй половине XX в. увеличивается взаимозависимость суверенных государств и расширяются масштабы процессов глобализации и интернационализации. Возникают новые транснациональные и глобальные проблемы, связанные с необходимостью совместного ограничения вооружений, терроризма и неизлечимых болезней. Создаются новые многочисленные формы взаимодействий и сотрудничества, требующие дифференциации направлений и разновидностей самих международных организаций. Международные контакты уже не ограничиваются экономико-политическими вопросами, а затрагивают научно-технологическую, социокультурную, правовую, экологическую и многие другие сферы. Независимо от сферы деятельности и целей, современные международные организации, чтобы считаться таковыми, должны соответствовать ряду ключевых требований.

Во-первых, они должны соответствовать международным правовым нормам. Это означает, что при создании и в ходе деятельности должны быть соблюдены необходимые формальные требования. Так, создание международных организаций должно сопровождаться заключением международного договора, соглашения, конвенции или протокола. Важнейшей международной правовой нормой также является уважение суверенитета государств-членов и невмешательство в их внутренние дела.

Во-вторых, в учредительных документах закрепляются цели деятельности, права и обязанности международных организаций. Важной особенностью международных организаций является самостоятельность действий по достижению поставленных целей и автономность от представлений государств-учредителей.

В-третьих, необходимо наличие постоянной организационноуправленческой структуры, системы подразделений, штаб- квартир и офисов в тех странах, в которых осуществляется работа организации.

В-четвертых, в состав организации должны входить представители минимум двух государств, или деятельность организации должна осуществляться минимум в двух государствах. Существует мнение о необходимости участия представителей минимум трех государств, чтобы организация могла считаться международной. На наш взгляд, при соблюдении других требований для обретения международного статуса организации достаточно факта институционализированного взаимодействия представителей минимум двух различных государств.

Таким образом, международными организациями являются постоянно действующие объединения межправительственного или неправительственного характера, зарегистрированные в соответствии с международными правовыми нормами на основании международного соглашения в целях содействия решению международных проблем, располагающие организационно-управленческой структурой в странах, где осуществляется работа организации.

  • Eoppaxia и "Ercipaxia (др.-греч.) - от аор - совместно, erci - над, иpaxopai - сражаюсь.
  • Ap(pi KTioveq (др.-греч.) - жители окружающих областей, соседи собеих сторон.
  • Hanse (др.-нем.) - союз.

Международная организация – это объединение суверенных государств , учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права . Такие организации признаются субъектами международного права .

Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.

Для классификации международных организаций применяются различные критерии:

  1. по характеру членства:

    а) межправительственные;
    б) неправительственные;

  2. по кругу участников:

    а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН , МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
    б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
    в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

  3. по компетенции:

    а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
    б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

  4. по характеру полномочий:

    а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
    б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

  5. с точки зрения порядка приема в международные организации:

    а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
    б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);

  6. по критерию структуры:

    а) организации с упрощенной структурой;
    б) организации с развитой структурой;

  7. по критерию способа создания :

    а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
    б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

Под международной организацией понимается объединение государств-членов этого содружества, заключивших между собой договор, который соответствует всем нормам международного права, с целью экономического, политического, культурного, военного и других видов сотрудничества между ее участниками.

Основные признаки

Обязательным атрибутом этого явления в жизни общества является наличие:

Черты, которыми обладают подобные содружества

Очень часто возникает вопрос о том, какие именно характеристики должны иметь международные организации. Список основных признаков таких содружеств:

    Участие в объединении трех и более государств.

    Соответствие положений о создании альянса международному праву.

    Уважительное отношение к суверенитету каждого члена и невмешательство в его внутренние дела.

    Принцип международного договора в основе объединения.

    Целенаправленное сотрудничество в конкретных сферах.

    Четкая структура со специальными органами, каждый из которых выполняет определенные функции.

Классификация

Бывают двух основных типов: межправительственные и неправительственные. Отличаются они между собой тем, что первые основаны на объединении государств или уполномоченных органов, а вторые (их еще называют общественные) - на союзе субъектов из разных стран, не имеющих цели политического сотрудничества.

Кроме того, международные организации, список которых будет приведен ниже, могут также быть:

    Универсальными (задействованы участники со всех уголков планеты) и региональными (только для государств определенной местности).

    Общими (сферы сотрудничества обширны) и специальными, посвященными только одному аспекту отношений (здравоохранению, образованию, трудовым вопросам и т. д.).

    в) смешанные союзы.

Итак, как видим, существует достаточно развитая система классификации подобных учреждений, что связано с их распространенностью и большим влиянием на глобальные политические, экономические и культурные процессы.

Международные организации мира. Список наиболее влиятельных учреждений

На сегодняшний день существует огромное количество таких объединений, которые ведут активную деятельность на всей планете. Это как глобальные организации с большим количеством участников наподобие ООН, так и менее многочисленные: Союз для Средиземноморья, Южноамериканское сообщество наций и другие. Все они имеют абсолютно разные направления деятельности, начиная от культуры и заканчивая правоохранительной отраслью, однако наиболее популярны политические и Список и их задачи, как правило, многочисленны. Далее приведем названия и характеристики самых влиятельных учреждений.

ООН и ее подразделения

Одной из наиболее развитых и известных среди всех содружеств является Она была основана еще в далеком 1945 году для урегулирования послевоенных вопросов, которые тогда стояли на повестке дня. Сферами ее деятельности являются: сохранение мира; отстаивание прав человека; в По состоянию на середину 2015 года членами этой организации являются 193 государства из разных регионов планеты.

В связи с тем, что потребности мировой общественности возрастали с течением времени и не ограничивались только чисто гуманитарными вопросами как сразу после создания ООН, так и на протяжении второй половины XX века, в качестве ее составных частей появлялись и другие, более специализированные международные организации. Список их не ограничивается всем известными ЮНЕСКО, МАГАТЭ и МВФ. Существуют и такие подразделения, как Почтовый союз и многие другие. Всего их насчитывается 14 штук.

Международные неправительственные организации: список, сферы деятельности, актуальность

Среди таковых мощнейшими по масштабам распространения и своей активности является, например, некоммерческая благотворительная организация Wikimedia Foundation, или International Rescue Committee, которая занимается проблемами беженцев. Вообще таких союзов насчитается более 100, и сферы их деятельности крайне разнообразны. Наука, образование, противодействие расовой или гендерной дискриминации, здравоохранение, отдельные отрасли промышленности и многое другое — всем этим занимаются специализированные международные неправительственные организации. Список ПЯТИ лучших из них также содержит такие сообщества, как Partners in Health, Oxfam и BRAC.

Участие нашей страны в жизни мирового сообщества

Российская Федерация состоит примерно в двадцати союзах разного типа (ООН, СНГ, БРИКС, ОДКБ и др.). Во внешней политике страны приоритетно сотрудничество и вступление в различные международные организации. Список в России тех учреждений, с которыми государство хотело бы работать, постоянно растет. В трех содружествах она является наблюдателем (IOM, OAS и OIC), ведет с ними активный диалог и участвует в обсуждении важных вопросов. Особенно перспективным видится вступление в международные экономические организации. Список их велик (ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД и т. д.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств.

Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющие необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

Современные международные экономические организации делятся на 2 типа: межправительственные и неправительственные организации.

Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

Такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами - членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру, что подтверждает постоянный характер организации, и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.

Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, значит, обладает автономной волей отличной от воли государств - членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами.

Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Также в современном мире существует и другой тип международных организаций - это международные неправительственные организации, которыми считаются любые международные организации, неучрежденные на основании межправительственного соглашения.

Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта.

Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, следовательно, международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.

международный политический экономический научный правовой

  • 3. Современные международные экономические организации
  • 1. Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO).

Созданная в 1995 г. Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности.

Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.

Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:

  • 1) ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов.
  • 2) ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
  • 3) Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивающей экономический рост и развитие, и повышение благосостояния людей.

Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами - членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Функции ВТО:

  • А) административная работа, связанная с многосторонними соглашениями и их имплементацией;
  • Б) наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли;
  • В) выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров;
  • Г) обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров;
  • Д) наблюдение за торговой политикой государств;
  • Е) сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики.

Основополагающие принципы ВТО:

  • - торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования);
  • - предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам;
  • - содействие справедливой конкуренции;
  • - защита посредством таможенных пошлин;
  • - поощрение развития и экономических реформ.

В ВТО на данный момент входят 153 страны, такие как, Австралия, Австрия, Канада, Китай, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, США, Турция и пр.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года.

За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действиями многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А Соглашения о создании ВТО.

Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ - 1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избеганием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В, а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Генеральному совету подчиняются 4 комитета: комитет по торговле и развитию; комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом; комитет по бюджету, финансам и комитет по административным вопросам. Также, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и рассмотрению спорных вопросов.

2. Организация стран - экспортеров нефти - ОПЕК (ORGANIZATION OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES - OPEC).

ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году. Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.

Цели создания ОПЕК:

  • - координация и унификация нефтяной политики государств - членов;
  • - определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;
  • - изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний;
  • - необходимость обеспечения устойчивых доходов стран - производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран - потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

В составе ОПЕК - 12 стран. Учредителями ОПЕК являются 6 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия и Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.

Статья 7 Устава ОПЕК определяет включение в организацию - полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены Конференцией.

Любая другая страна, в значительных мерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством, включая голоса всех членов-учредителей.

Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств - членов».

Конференция, состоящая из делегаций (до 2-х делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства - члены, обычно возглавляется министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Она является высшим органом ОПЕК. На проводимых дважды в год заседаниях, обычно в штаб-квартире в Вене, Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету.

Конференция избирает своего президента (остается на этом посту до следующего заседания), подтверждает назначение членов Совета управляющих. В своей работе Конференция опирается на ряд комитетов, среди которых Комитет министерского мониторинга, созданный для того, чтобы отслеживать ситуацию на рынках и представлять рекомендации о тех или иных мерах, а также специальные комитеты.

Совет управляющих проводит не менее 2-х сессий в год, на которых должны быть представлены все государства - члены. Совет несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за воплощение в жизнь решений и резолюций Конференции, принимает решения по докладам, представляемым генеральным секретарем, представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции и подготавливает годовой бюджет.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

3. Международная торговая палата - МТП (INTERNATIONAL CHAMBER OF COMMERCE - ICC).

Международная торговая палата была основана как неправительственная организация в 1919 году. Это - действующая во всемирном масштабе организация частного предпринимательства, объединяющая компании и другие объединения из развивающихся и развитых стран.

Цели создания:

  • - содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов;
  • - принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
  • - защита системы частного предпринимательства;
  • - стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.
  • 1) привлечение внимания правительств к проблемам бизнеса;
  • 2) представление рекомендаций правительству страны, где проходит встреча «Группы 7»;
  • 3) представление точек зрения, существующих в промышленно развитых и развивающихся странах, в Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях;
  • 4) обеспечение гармонизации торговой практики;
  • 5) подготовка принимаемых добровольно кодексов поведения в сфере бизнеса;
  • 6) рассмотрение вопросов, затрагивающих предпринимательство, банковское дело, окружающую среду, финансовую систему, страхование, морской и воздушный транспорт, налогообложение, международные инвестиции, интеллектуальную собственность, маркетинг и торговую политику;
  • 7) комментарии к законодательным предложениям и другим изменениям, затрагивающим сферу деятельности МТП, и доведение до сведения мировой общественности своих взглядов;
  • 8) борьба с экономической преступностью.

Членство может быть приобретено за счет принадлежности к национальному комитету или национальной группе МТП либо прямого членства в странах, не имеющих национального комитета или группы.

Членами могут стать следующие экономические организации:

  • - корпорации, компании, фирмы и другие юридические лица, а также частные лица, связанные с международным бизнесом;
  • - национальные и местные организации, представляющие предпринимательские и профессиональные интересы своих членов, если главные цели таких организаций не являются политическими.

Совет, являющийся высшим руководящим органом, собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группировками.

Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена, несет ответственность за проведение в жизнь политики МТП. Он проводит не менее трех сессий в год, дважды совместно с Советом. Генеральный секретарь является секретарем Исполнительного совета.

Финансовый комитет консультирует Исполнительный совет по финансовым вопросам, подготавливает бюджет, контролирует бюджетные расходы и доходы, представляет очередные доклады Исполнительному совету.

Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП.

Политика МТП и практические рекомендации разрабатываются специализированными рабочими органами (комиссии, рабочие группы). Комиссии занимаются основными вопросами политики МТП (международная торговая политика, финансирование, международный арбитраж, страхование, налогообложение, многонациональные предприятия и международные инвестиции, окружающая среда, энергетика). Рабочие группы создаются на временной основе для разработки и осуществления конкретных проектов, о чем представляют доклады соответствующему постоянному органу.

Международный арбитражный суд, включая Международную организацию по урегулированию споров в морских перевозках и Международный центр экспертизы, является ведущим органом по разрешению международных торговых споров посредством арбитража.

Международное бюро торговых палат (МБТП) является всемирным форумом торговых палат. Оно обеспечивает проведение международных встреч для обсуждения возникающих проблем, обмена опытом и знаниями между руководящими работниками палат развитых и развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой.

Всемирный промышленный совет по вопросам окружающей среды выступает в качестве защитника интересов деловых кругов, связанных с экологическими вопросами, и поддерживает тесные связи с правительствами и международными организациями.

Службы МТП по борьбе с экономической преступностью:

  • 1) Международное морское бюро занимается предотвращением и борьбой с мошенничеством в международном морском транспорте;
  • 2) Бюро МТП по борьбе с подделками занимается предотвращением подделок товаров с торговыми марками, а также патентов, авторских прав и промышленных образцов и моделей;
  • 3) Бюро по борьбе с экономической преступностью занимается коммерческими преступлениями в области банковского дела, инвестиций, страхования;
  • 4) Центр морского сотрудничества содействует развитию международного морского сотрудничества на всех уровнях и во всех аспектах морской индустрии, за исключением судостроительства.

Конгресс является высшим органом МТП.

Конференции проводятся в периоды между конгрессами в целях обсуждения конкретных тем, имеющих важное значение для международного сообщества деловых кругов.

Национальные комитеты и группы выражают основные экономические интересы своих стран.

4. Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (UNITED NATIONS CONFERENCE ON TRADE AND DEVELOPMENT - UNCTAD).

Создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года.

Членами ЮНКТАД являются 193 государства.

Цели создания ЮНКТАД:

  • А) содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • Б) установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • В) рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • Г) принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • Д) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Функции ЮНКТАД:

  • 1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами;
  • 2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • 3. Разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества;
  • 4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;
  • 5. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • 6. Регулирование ограничительной деловой практики;
  • 7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: глобализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и технологий, международная торговля товарами и услугами, развитие инфраструктуры в сфере услуг;
  • 8. Содействие координации деятельности в рамках ООН;
  • 9. Сотрудничество с международными экономическими организациями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).
  • 5. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО - МТЦ (INTERNATIONAL TRADE CENTER UNCTAD/WTO - ITC).

Создан в 1964 г. по решению стран - членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развития торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов.

С 1968 года ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ.

В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства - члены ВТО и ЮНКТАД.

Цели создания:

  • - содействие созданию в развивающихся странах инфраструктуры для стимулирования торговли;
  • - выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков;
  • - создание специализированных национальных служб содействия торговле;
  • - стимулирование развития торговли на многосторонней основе;
  • - подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций.
  • 1. Содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности;
  • 2. Оказание услуг по технике осуществления торговых операций;
  • 3. Предоставление информации о международной торговле;
  • 4. Оказание содействия в подготовке кадров;
  • 5. Предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций;
  • 6. Определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.

Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам.

Основополагающие руководящие принципы для деятельности МТЦ определяет Генеральный Совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНКТАД. Межправительственный контроль за работой МТЦ осуществляет Объединенная консультативная группа - ОКГ по делам МТЦ, в состав которой входят представители всех государств - членов ЮНКТАД и ВТО. В компетенцию ОКГ входит проведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и выработки рекомендаций для руководящих органов ЮНКТАД и ВТО. В период между сессиями ОКГ оперативная деятельность МТЦ осуществляется Секретариатом, который отвечает за общее руководство деятельностью МТЦ. МТЦ не имеет региональных или страновых представительств.

Финансирование деятельности МТЦ осуществляется за счет равных взносов ЮНКТАД и ВТО в регулярный бюджет.

МТЦ координирует свою деятельность с рядом международных организаций, в особенности с теми, которые входят в систему ООН.